Фз об общественном контроле

Статья 20. Общественная проверка

1. Под общественной проверкой в настоящем Федеральном законе понимается совокупность действий субъекта общественного контроля по сбору и анализу информации, проверке фактов и обстоятельств, касающихся общественно значимой деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также деятельности, затрагивающей права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций. Общественные проверки проводятся в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами.

2. Инициаторами общественной проверки могут быть Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченные по правам человека, по правам ребенка, по защите прав предпринимателей, по правам коренных малочисленных народов в субъектах Российской Федерации, Общественная палата Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, общественные палаты субъектов Российской Федерации, общественные палаты (советы) муниципальных образований и иные субъекты общественного контроля.

3. Порядок организации и проведения общественной проверки устанавливается ее организатором в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

4. Организатор общественной проверки доводит до сведения руководителя проверяемых органа или организации информацию об общественной проверке, о сроках, порядке ее проведения и определения результатов.

5. Срок проведения общественной проверки не должен превышать тридцать дней.

6. При подготовке общественной проверки ее организатор вправе направить в проверяемые орган или организацию запрос о предоставлении необходимых для проведения общественной проверки документов и других материалов.

7. По результатам общественной проверки ее организатор подготавливает итоговый документ (акт), который должен содержать, в частности, основания для проведения общественной проверки, перечень документов и других материалов, изученных в ходе общественной проверки, установленные и документально подтвержденные факты и обстоятельства нарушения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций или запись об отсутствии таковых, выводы о результатах общественной проверки и предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений.

8. Итоговый документ (акт), подготовленный по результатам общественной проверки, направляется руководителю проверяемых органа или организации, а также иным заинтересованным лицам, размещается субъектами общественного контроля в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Какие были внесены изменения?

В ходе изменений, состоявшихся 3 июля 2016 года, часть 3 статьи 2, предусматривающая сферу распространения действия настоящего законодательства, была дополнена отношениями, которые возникают в области защиты окружающей среды, когда общественный инспектор исполняет функции экологического контроля.

Последние поправки в настоящее законодательство были внесены 29 декабря 2017 года. Во время редакции часть 3 статьи 2 была расширена положением, предусматривающим распространение законодательства на отношения, связанные с обсуждением и слушанием решений, принимаемых в соответствии с законом о Градостроительной деятельности.

Также при последних изменениях была исключена часть 2 статьи 25.

Описание Федерального закона 212

Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» принят 4 июля 2014. С момента вступления в силу документ претерпел ряд изменений. Последние поправки в Федеральный закон об общественном контроле были внесены 3 июля 2016.

Структурно документ состоит из ряда правовых вопросов, объединенных в следующие главы:

  • общие положения;
  • субъекты общественного контроля и их статус;
  • формы и порядок осуществления контролирующих функций;
  • ответственность за нарушение данного закона.

Общие положения включают в себя правовые основы законодательства в данной сфере и разделяются по следующим аспектам:

  • предмет регулирования и законодательная база;
  • понятие общественного контроля и право граждан на участие в нем;
  • цели и задачи, принципы контролирующих действий;
  • информационное обеспечение и доступ к имеющимся сведениям.

Общественный контроль согласно общим положениям документа определяется следующими принципами:

  • соблюдение прав и законных интересов граждан;
  • добровольность в предпринимаемых действиях;
  • самостоятельность и независимость субъектов, законность их действий;
  • публичность и открытость действий, а также доступность обсуждения и его результатов;
  • объективное и добросовестное исполнение предписанных норм;
  • обязательное рассмотрение итоговых документов учреждениями, в отношениях которых были предприняты контролирующие действия;
  • различие и многообразие в формах;
  • недопустимость вмешательства субъектов в деятельность контролируемых органов власти без веских на то оснований;
  • презумпция добросовестности органов власти;
  • неприемлемость вмешательства в деятельность политических партий;
  • соблюдение нейтральности.

Глава 2 регулирует статус субъектов общественного контроля. Положения ФЗ 212 предписывают следующие правовые нормы:

  • определение субъекта общественного контроля;
  • права и обязанности такового;
  • конфликт интересов при осуществлении определенных действий;
  • федеральная, региональная и муниципальная общественные палаты;
  • функционирование советов и наблюдательных комиссий;
  • инспекции и группы;
  • взаимодействие субъектов с контролируемыми органами власти;
  • создание ассоциаций и союзов.

Формы и порядок осуществления контроля со стороны общества определяются следующими положениями ФЗ 212:

  • перечень форм;
  • принципы мониторинга и проверки;
  • проведение экспертизы и обсуждения;
  • права и обязанности инспектора и эксперта;
  • назначение публичных слушаний;
  • определение итогов и информирование о результатах проведенных действий.

В заключительных положениях ФЗ 212 предписывается ответственность за нарушение правовых норм. А вы знаете, что ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации” имеет тот же номер?