Содержание
- Особые требования
- Корректно ли говорить о халяльной кухне?
- «То, что дозволено»
- Какое мясо относится к халяль?
- В чем разница между кошерными и халяльными продуктами
- Отличия обычного мяса от халяль
- Потребление в России
- ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
- Доскональный анализ
- Что относят к хараму
- Свинина и Коран
- Сколько нужно денег, чтобы получить официальный знак «Халал»
- Услышали, но не поняли, или как сделать вид, что ничего не было
- Продукты, не попадающие под запрет
- Мнения четырех мазхабов относительно дозволенности и запретности на употребление в пищу мяса определенных животных
Особые требования
Система «Халяль», зарегистрированная Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии России, содержит ряд специальных требований к сырью, из которого производится халяльный продукт. А также к производственным помещениям, инвентарю, персоналу, производственному процессу и др.
Так, для производства продукции халяль недопустимо использовать все, что связано со свининой, а также мясо и сырье, выработанное из животных, забитых с нарушением исламских традиций; хищных животных и птиц, собак, ослов и мулов. Нельзя использовать железы внутренней секреции, желчного и мочевого пузырей, гениталий животных, кровь, а также любые продукты, которые соприкасались с вышеперечисленными запрещенными продуктами.
При изготовлении любой пищевой продукции нельзя использовать ингредиенты, в составе которых есть алкоголь или наркотические вещества; жировые добавки и иные добавки нехаляльного происхождения. Недопустимы ферменты, полученные из органов животных, а также желатин и вспомогательное сырье на его основе, если нет подтверждения, что они получены из халяльного источника. Генетически модифицированное сырье в любом виде также под запретом. И это далеко не весь перечень условий.
К производственному процессу есть требование по помещениям. Изготавливать халяльную продукцию рекомендуется в отдельных цехах и с помощью отдельного инвентаря. Но если выделить помещения и инвентарь нет возможности, то допускается производство халяльной продукции в специально отведенные для этого дни, при более жестком (щепетильном) контроле.
Отдельное требование к поверхности оборудования и инвентаря: она должна быть гладкой и легко подвергаться очистке, мойке и дезинфекции. Поэтому использование деревянного инвентаря допускается в исключительных случаях, после тщательной дезинфекции, промывки и контроля лаборатории, которая проверяет их на бактериологическую чистоту и наличие неровностей. Неровности, кстати, недопустимы, они затрудняют дезинфекцию.
Корректно ли говорить о халяльной кухне?
В нашем языке очень много заимствованных слов, к сожалению, многие из них со временем начинают использоваться неправильно и теряют свою национальную идентичность. Уже сейчас можно услышать употребление слова “халяль” в качестве синонима арабской кухни. Такое замещение некорректно.
У мусульман и иудеев действительно есть определённые правила в отношении еды, которые разрешают им употреблять одну пищу и запрещают другую, существуют ограничения и в отношении напитков. Как мы уже сказали, “халяльная” пища — это пища, которая изготовлена в соответствии с традициями ислама, но не все арабские народы исповедуют ислам, поэтому не всю арабскую кухню можно в полной мере считать халяльной. Хотя совпадения, конечно, возможны. Некоторые блюда, которые можно попробовать в Индии, Малайзии, Индонезии и в других странах, можно отнести к халяльным, но это только часть национальной кухни.
«То, что дозволено»
Изначально термин «халяль» (араб. حلال – разрешенный, дозволенный) является подтверждением соответствия исламским традициям. Причем применяется он не только к пище, но и ко всем сферам жизни и деятельности человека. Продукция – пищевая, косметическая, фармацевтическая и т.д., – изготовленная по всем мусульманским стандартам и разрешенная к употреблению и использованию, маркируется специальным знаком «Халяль».
Система сертификации «Халяль» зарекомендовала себя как гарант качества продукции, не содержащей ингредиентов и добавок, которые могут нанести вред организму человека. Огромное число пищевых добавок, разрешенных в России и Европе, системой «Халяль» не допускаются к использованию при производстве продовольственных товаров. Например, усилители вкуса или ряд консервантов, широко применяемые для консервирования мясных и рыбных изделий, маргарина, майонеза, кетчупа, плодово-ягодных продуктов, сладких газированных напитков.
Какое мясо относится к халяль?
Первым делом необходимо рассмотреть список разрешенных к употреблению видов мяса, а потом уже говорить о различиях.
К кошерному (разрешенному) мясу для мусульман относится:
- верблюжатина, говядина;
- баранина, конина, козлятина;
- крольчатина;
- буйвол;
- оленина;
- антилопа.
Из птицы к мясу халяль относятся:
- индейка, курица;
- цапля, перепела;
- страусиное мясо, куропатка;
- утка, гуси.
Пельмени, колбасы и тушенка должны производиться только из такого мяса — свинина под строгим запретом.
Несмотря на то что свинина — самое популярное мясо среди россиян, и многие представить себе не могут пищи без такого мяса, можно вполне от нее отказаться. Пища мусульман разнообразна и полезна, недаром они живут до глубокой старости в здравии, многие болезни их просто не касаются.
В чем разница между кошерными и халяльными продуктами
Кошер это пища, ответствующая нормам кашрута – еврейских принципов, применяемых при употреблении еды. В переводе кашрут означает – «пригодный к употреблению». Причем включать в рацион согласно данной норме можно только мясо жвачной живности с раздвоенной формой копыт. В меню включают рыбу с плавниками, чешуей, но исключаются ракообразные, моллюски. Также, как и в Коране, в Библии указана птица, пригодная к пище сторонниками кошерного питания. Запрещены к употреблению не только мясо, но и производные от не кошерных животных – молоко, икра и т.д.
- Имеет значение в кошере и соблюдение правил при забое и уходе за живностью, все должно соответствовать ритуалам. В отличие от Корана, в котором не запрещено употреблять халяльное мясо, в мышцах которого сохранена кровь. При кошерном приготовлении продукт долго вымачивается, пока остатки крови полностью не будут устранены.
- Категорически не допускается сочетание мяса и молока, также запрещено готовить ясные блюда в емкостях от молочной продукции.
В период празднования Великой Пасхи нельзя включать квашеную пищу, полученную путем брожения или в котором непроизвольно происходили эти процессы.
Отличия обычного мяса от халяль
Выбирая мясо из вышепрописанного списка, не всегда можно купить настоящий халяль. Как это? Ведь мы только что разобрались в том, что такое халяльное мясо. Но на списке разрешенной к пище продукции дело не заканчивается, халяль нужно правильно приготовить. Что для этого делается?
- Все животные, соответствующие списку, на всех этапах выращивания содержатся в идеальных санитарно-гигиенических условиях. Клетки и вольеры тщательно убираются, не допускается в них беспорядка, гниения остатков пищи.
- К животным относятся особенно на всех этапах: до убоя, во время него и после. Не допускается грубости по отношению к животному, нельзя, чтобы оно боялось. Доказано, что если животное испытывает страх, то в его крови образуется гормон, пагубно влияющий на здоровье человека. Животное должно быть спокойно и сыто всю свою жизнь, на убой ведется так, чтобы оно не испытывало страха.
- Кормление животных, предназначенных как для убоя, так и для размножения, осуществляется только натуральным кормом. Не допускается ГМО, стимуляторов роста и прочих добавок.
- На протяжении всей жизни животного тщательно следят за его здоровьем. Ветеринарный контроль дает только настоящие сведения о состоянии зверя, оно не должно ничем болеть. Перенесшее болезнь животное — это уже не халяль.
- До того как забить животное, произносится специальная молитва. Во время забоя с животным обращаются с особой лаской.
- Убивают зверей только путем перерезания сонной артерии. Прочие способы по соображениям гуманности исключены.
- После забоя кровь с туши почти полностью выпускается естественным путем. Это придает особый приятный и тонкий вкус, устраняет возможность размножения на мясе болезнетворных бактерий.
Что такое халяльное мясо? Это не только составляющая религии, но и безопасная пища, отвечающая всем требованиям человеческого организма.
Потребление в России
Кодировка продающихся в рознице товаров не позволяет однозначно относить их к категории халяльных, что заметно осложняет объективную оценку рынка в России и в мире, – отметили эксперты Nielsen, мирового лидера в области маркетинговых измерений в FMCG-индустрии. Если же говорить об основных потребителях, то, по разным оценкам, на территории России проживает от 7 до 20 млн мусульман, главным образом в Ингушетии, Чечне, Дагестане, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Башкортостане и Татарстане.
– В Татарстане количество мусульман составляет около 40% от общего числа населения в Республике, 20-25% из них потребляют именно халяльную молочную продукцию, – рассказывает Пирогов. В Республике халяльная продукция проходит специальную сертификацию, которую выдаёт ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Республике Татарстан» по согласованию с Центральным управлением мусульман России, и Комитет по стандарту «халяль» духовного управления мусульман Татарстана.
По данным Татмолсоюза, в Республике халяльную молочную продукцию выпускают многие предприятия. Доля производства сертифицированной по стандарту «халяль» продукции у них может составлять от 10% до 70%. Некоторые из этих компаний, по словам Пирогова, поставляют её на экспорт в страны ближнего зарубежья.
В Молочном союзе Башкортостана MilkNews сообщили, что мусульманское население в регионе составляет 60% от общего количества жителей, что примерно равно 2,5 млн человек. Причём исключительно халяльную продукцию по религиозным соображениям из них потребляют только 5%. В России рынок халяльной продукции достаточно узкий, ближе к нишевому, – делится Файзуллин.
– В ассортименте «Уфагромолзавода» есть халяльная продукция: по данному стандарту сертифицированы творог, кефир, молоко и сметана. Продукцию «Уфагормолзавода» сейчас можно встретить только в Башкирии, однако компания планирует охватить соседние регионы в радиусе 500 км. Выход на рынок Московской области тоже входит в наши планы, сейчас мы находимся на стадии переговоров, и, возможно, скоро наша продукция появится в московских магазинах, – добавляет Файзуллин.
– Чтобы выпускать продукцию по стандарту «халяль», в местном сертификационном органе мы получили документ, подтверждающий, что все производственные процессы соответствуют требованиям. В принципе, любую молочную продукцию можно делать по стандарту «халяль», – делится опытом руководитель предприятия.
«Молвест» из Воронежской области получил сертификаты «халяль» в июне 2020 года. Сейчас предприятие сертифицировало весь список сухих ингредиентов для b2b-сегмента (пермеат, КСБ-80 и СОМ), а также сливочное масло; в 2021 году планирует получить сертификат на сыры. Представитель предприятия добавляет, что продукт, который имеет сертификат «халяль», потенциально может быть интересен не только мусульманам, но и потребителям, которые ведут здоровый образ жизни, а также тем, кто очень требовательно подходит к выбору продуктов питания, в том числе молочной категории. Ведь продукт халяль является чистым не только с точки зрения «духовного происхождения», но и соответствует самым высоким стандартам качества и экологичности.
Маркированная знаком «халяль» продукция Еланского и Семикаракорского комбинатов поставляется в Татарстан, Дагестан, Карачаево-Черкессию, Башкирию и другие регионы.
— Рынок молочной халяльной продукции активно развивается. Мусульмане – это вторая по численности часть населения на планете. В России же это тоже вторая по численности конфессия. Это мощный рынок для развития как традиционной, так и онлайн-торговли. Если раньше купить халяльные продукты можно было только в специализированных магазинах возле мечети, то сейчас почти в любом супермаркете мы сможем найти товар, отмеченный зеленой эмблемой, — делится директор по развитию группы Foodland Андрей Дахнович.
ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Фикх
Можно ли быть богатым по Исламу?
Вопрос: Если человек зарабатывает дозволенным образом и выплачивает закят, он может накопить богатство? Что говорится об этом в шариате? …
1 963
23 января, 19
Фикх
Возникновение и развитие ханафитского мазхаба
Выдающиеся имамы, праведные предшественники славились своим высоким уровнем знаний и компетентностью во многих сферах. История имама Абу…
8 179
22 января, 19
Семья в Исламе
Можно ли проверять телефон жены без ее согласия?
Вопрос: Можно ли проверять телефон и what’s up жены без ее ведома и согласия. Или нужно ее спрашивать? А моя жена может просматривать мой…
3 470
14 декабря, 18
История Ислама
Правда ли, что сподвижники советовались с женами Пророка (саллаллаху алейхи …
Передается, что однажды Умар и Зейд ибн Сабит (радыАллаху анхума) обсуждали некоторый спорный вопрос относительно полного омовения после …
1 275
11 декабря, 18
Фикх
Нежелательные времена, обстоятельства и места для совершения намазов
В Шариате существуют времена, места и обстоятельства, в которых нежелательно совершать намазы, и в разные времена нежелательно совершать …
12 688
10 декабря, 18
Фикх
Можно ли отложить похороны человека?
Можно ли отложить похороны человека (к примеру, если ждут прибытия каких-то его родных на похороны)?…
2 035
10 декабря, 18
Доскональный анализ
Весь процесс сертификации КФ «Хлебный Спас», с момента подачи заявки до получения подтверждения соответствия, занял два месяца. В отношении мясных производств проверка, скорее всего, длилась бы дольше, так как требований к ним больше.
«На начальном подготовительном этапе мы предоставили Центру аудита и контроля «Халяль» очень много документов, – говорит Мария Иванова. – Затем приезжали эксперты Центра и в течение дня внимательно отслеживали каждый этап производственного процесса. В том числе подготовительный период до запуска производства.
В процессе осматривается и изучается абсолютно все – от ингредиентов и состава смазочных материалов (важно, чтобы в нем не было свиного жира) до степени чистоты производственных помещений, состава моющих и дезинфицирующих средств.
Эксперты внимательно следили за каждым этапом производства, за тем, как все организовано на конвейерной линии: нет ли нарушений в технологическом процессе, какая упаковка используется, и прочее. Вся документация экспертами анализировалась отдельно. Буквально поднимался весь архив и тщательно изучался.
После этого эксперты писали заключение с замечаниями: что необходимо исправить, каких данных не хватает. И мы запрашивали дополнительную информацию у наших поставщиков».
Центр аудита и контроля «Халяль» потребовал от КФ «Хлебный Спас»:
- полный список ингредиентов, которые используются в производстве кондитерских изделий,
- список смазочных материалов, список дезинфицирующих и моющих средств,
- декларацию соответствия на используемое сырье,
- договоры на утилизацию, дезинфекцию, дератизацию, дезинсекцию,
- спецификацию и сертификаты «Халяль» на сырье, если они есть,
- подтверждение отсутствия в составе сырья и ингредиентов ГМО.
«Дополнительно протокол ГМО мы запрашивали у поставщика арахиса. У поставщиков пищевых волокон яблока запрашивали информацию о методах экстракции, и т.д. То есть анализ продукции и производства в прямом смысле проводится очень строго и щепетильно, – рассказывает Мария Иванова. – Некоторые поставщики сырья и ингредиентов не прошли по условиям сертификации, и нам пришлось заключать договоры с другими. Это дополнительная сложность, потому что найти удовлетворяющую требованиям альтернативу нужно было в сжатые сроки. Еще несколько компаний, поставляющих ароматизаторы, из уже имевших сертификат от ООО «Международный центр по стандартизации и сертификации “Халяль”», не прошли, так как методы работы данного “сертификатчика” не признаются, а сертификат не вызывает доверия у сотрудников Центра по аудиту и контролю “Халяль”».
Представители КФ «Хлебный Спас» считают, что успешному прохождению проверки на соответствие стандарту способствовало наличие у компании сертификата HACCP (ХАССП) и следование его принципам.
«Программа многоступенчатого контроля качества, безопасности сырья и готовой продукции, а также управления производственными процессами на основе принципов HACCP была внедрена на предприятии еще в 2017 году. Компания получила сертификаты ISO 22000, FSSC 22000 – одни из самых авторитетных в мире гарантов качества и безопасности пищевого продукта. В какой-то степени это нам помогло выдержать проверку по Системе «Халяль», многие требования к производству в них пересекаются», – поясняет Мария Иванова.
Внутренние стандарты кондитерской фабрики по персоналу, производственным помещениям и инвентарю также совпадали с условиями Системы «Халяль» – здесь ничего менять не пришлось. А вот по упаковочному материалу дополнительная работа была проведена. И сейчас, уже после получения сертификата, каждый макет упаковки, на которой размещается знак «Халяль», перед запуском в печать в обязательном порядке согласовывается с сертифицирующей организацией.
Что относят к хараму
Мусульманину запрещается кушать продукты, приготовляемые из животных, что погибли вследствие природной смерти, из-за удара молнии, или воздействия током, задушены, отравлены или убиты.
Халялем не служат:
- насекомые;
- обезьяны;
- слоны;
- птицы, имеющие когти;
- кровь;
- все составляющие свинины;
- звери с клыками.
- ослы и мулы, живущие с людьми.
Согласно религии нельзя есть мясо или пить молоко тех животных, что питаются нечистотами. Невозможно употребление в пищу существ:
- которых не дозволено убивать – пчел, лягушек;
- тех, что приказано уничтожать – змей, крыс, скорпионов;
- животных, не подлежащих продаже у мусульман.
Все это относится к хараму. Этот термин означает запрет. Аллах разрешает употреблять такие продукты в исключительных случаях – страдания от голода. Словом, ислам считает, что нельзя есть пищу, что способна принести вред здоровью человека.
Свинина и Коран
Почему мусульмане не едят свинину? История мусульманского народа складывается по законам Корана, которые соблюдают и чтут.
В Коране четырежды прописано, что мясо свиньи есть нельзя. В разных аятах упоминается, что Он запретил есть мертвечину, мясо свиньи, кровь и так далее. С кровью и мертвечиной мы уже разобрались, осталось только понять, в чем же виноваты свиньи.
В Священном Коране написано, что обезьяны и свиньи — это проклятые Аллахом люди. Те, кто не чтил Его законов, поклонялся Тирану. Именно поэтому истинные мусульмане избегают поедания свинины, другие же, кто не верит в такие чудеса, просто неукоснительно следуют Корану.
Но в Священном Писании, толкование коего по сей день полностью не разгадано, сказано: «Если имеется некая необходимость — спасение своей жизни от голодной смерти, то мясо свинины, мертвечину и кровь можно принимать в пищу». И это единственная причина, по которой мусульманин может съесть не халяльное мясо.
У мусульман имеется, помимо писаний в Коране, и легенда, услушав которую, никто не захочет отведать свиных ребрышек или отбивную. В легенде говорится, что прекрасная, но неверующая девушка была превращена Богом в свинью, дабы доказать ей и всем чудеса перевоплощения.
Почему мусульмане не едят свинину? Истории из древности, конечно, интересные, но есть и логические тому объяснения.
Сколько нужно денег, чтобы получить официальный знак «Халал»
Если состав продукта проверяют специалисты Национального центра экспертизы, то, по словам Бейбита Мырзагелдиева, служащие его отдела следят за соблюдением других требований.
«К примеру, каждый месяц с 20-го по 1-е число наши представители в каждом регионе проводят плановые проверки тех производств, которым мы выдали сертификат «Халал». Могут быть и внеплановые проверки, если возникли вопросы. Недавно мы также запустили пилотный проект на нескольких кызылординских бойнях. Там были установлены камеры, через которые мы в любое время можем наблюдать за всеми процессами убоя в любое время», – добавляет начальник отдела стандартизации халяльной продукции.
Кроме того, он отмечает, что на каждом аккредитованном ДУМК предприятии назначается свой внутренний проверяющий, который является сотрудником компании и непосредственно обязан контролировать соблюдение требований.
Специалисты лаборатории вирусологии различными методами и алгоритмами проверки могут выявить наличие любого мяса в составе продукта / Фото informburo.kz
Бейбит Мырзагелдиев подчёркивает, что не все желающие получают разрешения и успешно проходят проверки. Иногда предприятие в течение года устраняет замечания и только потом получает одобрение и право наносить знак «Халал» на свою продукцию.
«Особенно в общепите эти процессы очень сложны и длительны, потому что там используется очень много разных ингредиентов: красители, загустители, ароматизаторы, консерванты, эмульгаторы, антиоксиданты и прочее. Необходимо проверить всё, отправить образцы в лабораторию, дождаться результатов, так как очень много вопросов и нюансов возникает. Специалист по соблюдению шариата даёт своё письменное заключение, потом проверяет технолог, следом – эксперт. После этого проводится тренинг и обучение персонала: им рассказывают, что такое «халал», разъясняют все нюансы, и назначается внутренний проверяющий», – рассказывает представитель ДУМК.
Сам знак , но компании, которые хотят его получить, оплачивают услуги лаборатории и проведение мастер-классов для своих сотрудников. В среднем, по словам Мырзагелдиева, все эти процедуры обходятся от 20 до 50 тысяч тенге – в зависимости от сложности проверки и количества необходимых для проверки продуктов.
Услышали, но не поняли, или как сделать вид, что ничего не было
Уроки мимикрии от ООО «Первый МК»
Мимикрия в сфере халяльных продуктов — это новый уровень производителей запретной продукции в борьбе с мусульманами и халялем.
Есть совсем банальные примеры, когда на упаковку явно запретного (харам) продукта клеят наклейки «Халяль» или подделывают сертификаты и знаки «Халяль». А особо ушлые производители выходят на кардинально новый уровень. Сегодня доходит до того, что производители нехаляльных продуктов подделывают адреса: они указывают на харамных продуктах адрес производства халяльной продукции. Но проще всего копировать элементы халяльной продукции и разместить их на этикетку нехаляльной продукции, чтобы придать ей вид халяля.
К сожалению, государственные структуры подобного рода очевидными нарушениями особо не интересуются, а заниматься этими вопросами самим мусульманам через суд очень накладно и по времени, и по ресурсам. Остается рассказывать об этом через СМИ, чтобы сами люди распространяли данную информацию, а продавать эти продукты стало бы нерентабельно.
Мы сделали замечание и обратили внимание представителей нижегородского предприятия ООО «Первый МК» на этикетку выпускаемой ими запретной (харам) продукции. На тот момент, кроме всего прочего, предприятие незаконно использовало зарегистрированную торговую марку известного производителя халяльной продукции
Речь шла о сардельках «Тамле».
См. фото обновленного продукта, приложенного к статье, фото было сделано нашим доверенным лицом 11.07.2019 г. в одном из магазинов мусульманского региона
Нам коротко ответили: «Пишите претензию». Претензия была направлена со всеми документальными обоснованиями нарушения и несоответствия, на что производитель — к нашему удивлению — сразу ответил, что приносит свои извинения. Почему-то он не знал о ситуации с зарегистрированной торговой маркой и вообще гарантировал снять с производства продукт (о чем к официальному ответу от предприятия даже был приложен Приказ с подписью руководителя и печатью).
К сожалению, мы быстро разочаровались. ООО «Первый МК» продолжил выпускать эту продукцию лишь с небольшим изменением: они убрали с этикетки зарегистрированную известную торговую марку
Но в то же время (видимо, чтобы компенсировать недостаток «халяльных» элементов и дополнительно привлечь внимание мусульман) добавили в левом верхнем углу на арабском языке слово «лязиз» («вкусно») и написали: «Без свинины» (на русском и татарском языках)
Такое поведение ООО «Первый МК» больше всего похоже на насмешку. Видимо, все-таки нас не услышали и не поняли. А жаль. Несерьезно это, не по-взрослому.
Просьба ко всем мусульманам, а также тем, кто принципиально приобретает только халяльную продукцию, обратить внимание и быть бдительными. Ни в коем случае не покупайте этот товар
Это не халяль, это харам! Это обман и введение потребителей в заблуждение: продукт оформлен так, что маскируется под халяльный.
Специалист Шариатского отдела Абдуллов Х. Д.
Продукты, не попадающие под запрет
Относят к таким продуктам рыбу, независимо от того, где ее ловят. Главное, чтобы она была покрыта чешуей, имела плавники и не погибла сама. Моллюски и ракообразные, не имеющие этого, не относятся к дозволенным продуктам. По этой же причине люди отказываются от угрей, сомов и осетрины. Согласно Корану нельзя пользоваться наркотиками и психотропными веществами, курить. Крепкий напиток из винограда можно пить, если он изготовлен правоверным.
Можно употреблять молоко и блюда из него. Но в них должны отсутствовать запрещенные компоненты, что получены из жира, или костей мертвечины. Здесь тоже присутствуют свои нюансы. Если такие продукты попадают в руки человека, что готовил мясо, то они теряют свою дозволенность. Недаром у мусульман в кафе или ресторане часто подают только какой-то один вид из них, чтобы случайно не путать посуду.
Религия не запрещает кушать хлеб, кондитерские изделия. Но в них не должны содержаться неразрешенные красители, эмульгаторы, добавки, жир, неправильно забитых животных. Особо приветствуют мусульмане цельно молотую муку.
Мнения четырех мазхабов относительно дозволенности и запретности на употребление в пищу мяса определенных животных
У каждого мусульманского мазхаба или правовой школы сформулированы свои принципы питания, в основе которых лежат Священная Книга Коран и Сунна Пророка Мухаммада ﷺ, и в этих принципах отражено, какое именно мясо запрещается принимать в пищу по этому мазхабу, а какое – дозволяется. Мнения различных мусульманских правовых школ относительно дозволенности мяса некоторых животных различаются. Более наглядно будет представить отличия в положениях разных религиозно-правовых школ в сравнении.
Ханафитский мазхаб
сформулировал свои принципы питания мусульман, которые были изложены в классических трудах в области ханафитского фикха — «Раддуль-Мухтар», «Бадаис-Санаи» и «Аль-Фатавауль-Хиндия».
По ханафитскому мазхабу, те животные, о которых сказано в Священной Книге Коран и Сунне как о запретных, являются харамом, и это обстоятельство сомнению не подлежит. Запретным по ханафитскому мазхабу считают мясо акулы, белки, волка, вороны, гиены, ежа, змеи, коршуна, крота, крокодила, лисы, а также медвежье, мясо лягушки, собаки, осла, хищной птицы орел и мясо рака. Мясо лошади относится к категории карахат танзих.
Карахат в исламской религии определяет то, ислам и шариат порицают. И если совершение того, что относится к категории «карахат тахрим», будут считать грехом и является запретным, то совершение того, что подпадает под категорию «карахат танзих», не является грехом, но если человек откажется от совершения этого, то заслужит вознаграждение Всевышнего Аллаха.
Шафиитский мазхаб
Ученые, представляющие шафиитский мазхаб, взяли за основу для формулирования положений относительно запретов и дозволенности в питании аят 159 суры «Араф» Священной Книги Коран, в котором сказано: «И разрешает вам Всевышний чистое (хорошее) и запрещает нечисть». По положениям этого мазхаба, к употреблению допускаются животные, которые обитают в море и без воды долгое время жить не могут, а также те животные, которые живут на суше, если они не запрещены Шариатом и не имеют клыков и когтей, которые они применяют на охоте.
Представители шафиитского мазхаба придерживаются несколько иной системы запретов и дозволенных к потреблению продуктов: мясо акулы является дозволенным, то есть халяль: также халяльными являются такие, запрещенные в ханафитском мазхабе, продукты: мясо гиены и ежа, а вот мясо жирафа, которое разрешено к употреблению ханафитами, шафииты как раз читают запретным. Также в шафиитском мазхабе запретным является мясо ласточки, что отличается от мнения ханафитов, но разрешено мясо лисы, которое в ханафитском мазхабе запрещено. Шафииты едят конину и считают ее дозволенной к употреблению, в отличии от ханафитов.
Маликитский мазхаб
Маликиты имеет отличающуюся систему запретов на мясные продукты: мясо белки и акулы разрешено, а мясо волка подпадает под категорию «макрух», то есть тех действий, которые шариат признает нежелательными для мусульманина. Но маликитский мазхаб считает дозволенным для мусульман есть мясо гиены и ежа, а также мясо жирафа, а мясо змеи есть можно, если речь идет об употреблении в пищу части туши за исключением головы и части хвоста.
Также по маликитскому мазхабу разрешено употреблять в пищу мясо крокодила, которое в других мазхабах считают запретным, а мясо ласточки есть запрещено, как и во всех мазхабах, кроме ханафитского. Еще одно отличие системы употребления мясных продуктов у маликитов – в том, что мясо лисы подпадает под категорию «мубах», то есть, действие, которое не запрещено, но и не предписывается, а также в том, что по маликитскому мазхабу запрещено употреблять в пищу конину и разрешено кушать мясо рака.
Ханбалитский мазхаб
Ханбалитский мазхаб предписывает следующие правила того, какое мясо разрешено употреблять в пищу мусульманину, а какое есть категорически запрещено. Относительно употребления в пищу мусульманина мяса змеи ханбалиты солидарны с маликитами, поскольку по положениям данной правовой школы мусульманину разрешено употреблять мясо змеи, кроме головы и определенной части хвоста.
Но относительно крокодилового мяса представители ханбалитского мазхаба солидарны с шафиитами и ханафитами: мясо крокодила по положениям этой правовой школы мусульманину есть не разрешено. Также категоричны ханбалиты в своей солидарности с ханафитами относительно употребления в пищу мяса лисы: это харам. А вот насчет употребления в пищу конины ханбалиты поддерживают шафиитов и считают, что мусульманину есть в пищу мясо лошади – это халяль. По ханбалитсткому мазхабу мясо рака есть можно.