Зачем нужен психолог в школе

Содержание

Основные вопросы при собеседовании у психолога

Вопросы школьного психолога могут варьироваться в зависимости от квалификации специалиста и его ответственности при выполнении своих профессиональных обязанностей. Тем не менее, существует ряд основных вопросов, которые, скорее всего, обязательно прозвучат. И если заранее их с ребенком «прорепетировать», то ваш малыш сможет поступить в школу без особых проблем.

Итак, желательно подготовить ребенка к следующим вопросам:

  1. Скажи, пожалуйста, как тебя зовут?
  2. Сколько тебе лет? Назови дату рождения? Какое сейчас время года?
  3. Расскажи про маму (папу): как зовут, где работает, сколько лет?
  4. Где ты живешь? Назови свой адрес.
  5. Кто живет вместе с тобой? Расскажи про брата (сестру), бабушку (дедушку), кошку и т.д.
  6. Чем ты занимаешься в свободное время?
  7. Ты хочешь учиться в школе? Почему?

В разных учебных заведениях могут быть и другие несложные вопросы, на которые ребенок 6-7 лет обычно знает правильный ответ:

  • Посчитай от 1 до 10 и обратно.
  • Что меньше (больше) — 2 или 5?
  • Каких домашних животных ты знаешь? А диких?
  • Какие дни недели тебе известны? Месяцы года?
  • Какое сейчас время года? Почему ты так решил? и др.

Детская ситуация: как в ней разобраться

В школе существуют два совершенно разных народа — ученики и учителя. У них абсолютно разные мотивы, отношения, желания и восприятие происходящего. Наши педагоги часто не очень понимают, что такое детская ситуация. Они существуют отдельно, и им только кажется, что они знают, «кто первый начал». Плохо, когда ученики в курсе происходящего, а учителя нет.

И никогда «заявительная» система, когда психолог реагирует на внешние сигналы, не даст своевременную и достоверную информацию. Даже если у психолога есть «разветвлённая разведывательная сеть» — это не то. Таким образом к нему будут притекать только криминальные сведения. Он будет внутри системы презумпции виновности, которая у нас царит в школах.

Мы живём с посттравматическим сознанием, и слоган воспитательной работы почти в любой школе звучит как у чеховского героя Беликова — «кабы чего не вышло». Над учеником висит дамоклов меч вины.

Иногда, панически боясь проблем, учителя и вовсе переходят черту. Например, если в школе есть коррекционный класс, то в какой-то момент раздражённая учительница может припугнуть ученика, чьим поведением она недовольна — «смотри, будешь себя так вести, пойдешь в класс к дуракам». Эта фраза значит, что все мы очень сильно проиграли, и расхлебывать ситуацию придется долго, потому что вслед за взрослыми дети долго могут повторять ещё много всяких гадостей, унижая друг друга.

Конечно, надо понимать наши ограничения, но всё-таки попытаться в детскую ситуацию влезть. Например, пусть как-нибудь на тренинге взрослые поиграют в детей. Пусть это будет что-то спонтанное — социодрама, в которой встретятся разные силы, и каждый сможет взглянуть на одну и ту же ситуацию с разных сторон. Вообще педагог, у которого «внутренний ребенок» как-то проявляет себя, уже на порядок менее тревожен, поскольку имеет больше жизненного опыта и способен овладеть групповой динамикой не по учебнику.

В пединститутах не делают акцента на отношениях детей и к детям, на групповой динамике. Все эти свойства отношений проходят очень расплывчато в курсе психологии. Но если ты не понимаешь, что такое класс как группа, ты не сможешь понять, что в нём происходит.

Учебный процесс состоит, как минимум, из двух частей — из обмена знаниями и бурлящей групповой динамики детей.

Взрослый становится частью этой динамики не только тогда, когда ему подкладывают кнопку на стул. Педагог, старающийся этой динамики избегать, попадает в очень опасную ситуацию — становится просто охранником учебного процесса. Всем знакомая ситуация: раздражительная, безумно усталая учительница, не замечающая, как она рявкает на каждого, кто покушается на её учебный процесс, как охранник носится по классу и пытается заставить детей слушать, — конечно же, неэффективно.

А нужно просто уметь оглядываться.

Держать под наблюдением большой круг людей. Смотреть, не фокусируя внимания на одном, а воспринимать ситуацию целиком.

Бывают педагоги, которые не видят группу и не слышат. Я встречал педагогов, которые очень любят свою работу, но не умеют держать группу. Если же учитель, не владеющий групповой динамикой, не уверен в себе как человек, то его вооружённое профессионализмом «Я» идёт вразнос, давит и детей, и его самого. И вот тут школьный психолог должен это увидеть и принять меры.

Основные обязанности

Нередко психологи привлекаются к работе с учениками или родителями не по своей воле, а по запросу суда, органов опеки или инспекции по делам несовершеннолетних. Они помогают проводить беседы с учениками представителям соответствующих органов, проходить различные экспертизы, оценивать степень развития школьников и пр. Деятельность психолога затрагивает четыре основных направления:

Просветительская работа. Поскольку в России люди традиционно уделяют минимум времени психологическому воспитанию, то в семьях и в коллективах нередко возникают недопонимания, буллинг и давление одной стороны на вторую. Дети все это впитывают и нередко агрессивно реагируют на различные изменения. Задача педагога состоит в том, что он улучшает психологическую культуру у родителей, детей и преподавателей

Он консультирует родителей и учителей, рассказывая о том, как правильно действовать в тех или иных ситуациях, как правильно развивать психику ребенка, какие достижения имеются в данной науке и на что следует обращать внимание, чтобы “не потерять” подрастающего гражданина.
Проведение профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление психологического здоровья подрастающего поколения. Педагог отвечает за создание гармоничных и комфортных условий для развития ребят, за своевременное обнаружение отклонений в развитии школьников и проведение диагностики сложных подростков, за профилактику здоровья детей при переходе из класса в класс или из младшей школы в среднюю и старшую

Профилактика обычно проводится в три этапа: на первом психолог общается со всеми учениками, анализируя их эмоциональный и поведенческий уровень, на втором он вычленяет детей, находящихся в группе риска, и проводит с ними отдельные беседы, а на третьем работает со школьниками, у которых есть выраженные проблемы. К проблемам относят задержки в развитии (эмоциональные и физические), нестабильное поведение, трудности с учебой и коммуникацией.
Проведение консилиумов с учителями и родителями. Благодаря консилиумам, учителя получают необходимые знания о том, как справляться со сложными и стрессовыми ситуациями, как проводить анализ развития детей и их личностных качеств, как правильно относиться к проделкам ребят и оценивать их перспективы. Именно на таких консилиумах преподаватели учатся повышать мотивацию учеников и поднимать их самооценку, разрабатывать планы работы с подрастающим поколением, убирать штампы, поставленные на детях на основании первого впечатления.
Стандартная должностная инструкция педагога-психолога также включает в себя проведение консультаций. Он учит взрослых и детей выстраивать правильные взаимоотношения, строить отношения со своими сверстниками, родителями и наставниками. Консультации могут проходить как в индивидуальном порядке, так и в виде семинаров с классом, потоком или группами. Учителя нередко обращаются к психологам, если их в классе есть дети, у которых имеются проблемы в семье, если они не усваивают школьную программу, у них отсутствует желание учиться и добиваться поставленных целей. К психологу также могут обращаться и родители, которым не нравится поведение школьника, которые хотят получить профессиональный совет от специалиста о том, как правильно себя вести и воспитывать малыша, как снижать возбудимость, как избавиться от заниженной самооценки и справиться с боязливостью.


Занятия могут проходить индивидуально или коллективно

Виды педагогических ситуаций

Эту классификацию нужно знать для того, чтобы выбрать правильное решение. Но их все можно назвать педагогической проблемной ситуацией, потому что они перерасти в учебный конфликт.

  1. Ситуации деятельности, возникающие в процессе выполнения учеником педагогических задач.
  2. Поведенческие ситуации – они связаны с нарушением правил поведения и распорядка в школе.
  3. Ситуации отношений, которые возникают в процессе общения между педагогом и учеником.

Учитель должен сделать анализ педагогической ситуации, чтобы разрешить ее, не ущемляя права ученика и не вредя образовательному процессу.

Школьный психолог: особенности работы

Как мы увидели, работа психолога не происходит, как кажется многим, спонтанно и «по наитию», а имеет вполне конкретную траекторию. Загвоздка в том, что на этой дорожке может возникнуть много непредвиденных поворотов, ям и кочек, а все потому, что педагог-психолог работает с самым сложным механизмом — с детскими и подростковыми умами. В чем же заключаются основные особенности этой работы?

Что-то идет не так? Нужно звать психолога!

Работая в школе, педагог-психолог должен быть готов к тому, что любая проблема рано или поздно потребует его участия. У учеников младшей школы возникли проблемы с концентрацией внимания? Старшеклассники пронесли в класс сигареты? У родителей и педагога возник конфликт? Директор чувствует признаки профессионального выгорания? Любая из этих проблем может потребовать включенности, внимания и энергии специалиста.

Ненормированный рабочий день может стать нормой

И хотя несложно посчитать, сколько рабочего времени школьного психолога должно уходить на выполнение ожидаемых задач, так или иначе в профессиональной жизни этого специалиста будут возникать форс-мажоры, требующие немедленного участия. Учителя будут приглашать на внеплановые родительские собрания, родители будут просить о консультациях. К тому же мир скорее рухнет, чем дети хотя бы на неделю перестанут испытывать сложности, требующие помощи психолога. Поэтому время, которое обязательно будет потрачено на решение непредсказуемых задач, обязательно нужно учитывать при составлении циклограммы.

Ответственность за детей в школе и вне школы

Часто именно педагог-психолог может знать о жизни учеников намного больше, чем другие специалисты школы. На нем лежит обязанность защищать права и психологическую безопасность детей как в школе, так и за ее пределами. Если во время работы в школе психолог замечает, что у ребенка есть проблемы вне школы, он обязан проявить бдительность, сообщив об этом социальному педагогу.

Важность супервизии

И разумеется, поскольку от эффективной деятельности школьного психолога зависит эмоциональное и психологическое здоровье учеников, педагогов, руководителей школы, крайне важно такому специалисту быть внимательным к собственному состоянию и регулярно проходить супервизию. Портфолио педагога-психолога должно регулярно обновляться для прохождения профессиональной аттестации

Психологическая диагностика

На данном этапе психолог проводит диагностику психологического состояния учащихся. Выявляет особенности эмоционального состояния, уровень развития, а в некоторых случаях и степень социальной запущенности или наличие психических отклонений. Диагностическое исследование проводится в разных вариациях. Это может быть тестирование, мероприятие, групповое занятие и т. д. Педагог-психолог обрабатывает полученную в ходе диагностики информацию и выделяет группу риска. В такую группу могут попасть дети, которые не имеют друзей среди сверстников, учащиеся, создающие конфликтные ситуации, дети со слабой эмоциональной устойчивостью. Любое отклонение от нормы может стать поводом для начала индивидуальной работы с ребенком и его родителями.

Можно ли педагогу-психологу работать психологом?

Работа педагога-психолога зачастую оказывается неблагодарной так как человек всегда находится в тени продвижений воспитанника и все похвалы достаются в основном «пациенту».

Однако, для психолога основной наградой является качественный результат и благодарность от человека, что обращался в свое время за помощью.

Педагогика – это своеобразное искусство воспитания человека, а психология, в свое время, является наукой познания души.

На стыке двух наук, рождается профессия педагога-психолог – специалиста, работающего в учреждениях образовательного характера и отвечающего за психологическое развитие и социальную адаптацию ребенка.

Но может ли педагог-психолог работать психологом? Ответ утвердителен. У специалиста, имеющего педагогическое и психологическое образование есть все возможности для трудоустройства не только в детские образовательные учреждения, но и для работы вне стен школы.

Правда, работать психологом педагог-психолог может лишь по ряду направлений. Например, при адаптации подростков в реабилитационных центрах. А вот для консультации взрослых у него знаний нет.

Поэтому, чтобы иметь больше возможностей для общей специализации необходимо будет пройти курсы повышения квалификации и переподготовки.

Процесс переобучения занимает до полугода, зато после педагог-психолог сможет работать психологом, имея соответствующую квалификацию и подготовку.

Может ли психолог работать педагогом-психологом?

Кажется, что работает в одну сторону, работает и в другую. Но в данном случае это не так. Согласно современным стандартам, педагогика – это не просто слово, а целая наука.

В общем смысле, в профессии педагога конечно, может быть задействован любой человек, обладающий необходимыми знаниями, но когда речь заходит о психологии, то картина совершенно иная.

Поэтому на вопрос, может ли психолог работать педагогом-психологом ответ не будет однозначным.

Наличие диплома психолога еще не открывает двери в школы и детские сады. Педагогическое звание нужно заслужить, но только лишь потом опытом работы, а сначала – образованием

Поэтому первое, на что стоит обратить внимание – это обучение обеим специальностям

Психолог может работать педагогом-психологом, лишь если у него есть и то, и другое образование. Для этого идеально еще во время учебы в высшем учебном заведении получать соответствующую специализацию. Тогда проблем с трудоустройством не будет.

Если же педагогического профиля у специалиста нет, то работать в этой статусе он не сможет.

Изучение и коррекция детско-родительских отношений в семьях СОП

подробнее…

  • Оптимизация детско-родительских отношений материалы консультирования родителей
  • Программы коррекции детско-родительских отношений;
  • Детско-родительские отношения методы диагностики и коррекции;
  • Изучение особенностей развития детско-родительских отношений в неблагополучной семье;
  • Направления коррекционно-развивающей работы  с семьей СОП  в контексте проблемы дисгармоничного детско-родительского взаимодействия;
  • Применение современных методик в работе педагога-психолога ДОУ;
  • Примерное оформление  выводов для заключений;
  • Родительское сочинение как информативная диагностика выявления родительских позиций;
  • Родительское сочинение;
  • Серийное рисование как метод арт-терапии;
  • Серийное рисование;
  • Техника коррекции детско  — родительских отношений«Семейная фотография»;
  • Факторы, влияющие на дисгармонию детско-родительских отношений.
  • Методический материал для анализа проективной методики моя семья.
  • (Крутовцова) Брошюра по проективным методикам.
  • Изучение детско-родительских взаимоотношений.

Психологическая профилактика

Включает комплекс мер, направленных на создание благоприятных условий для развития, социальной адаптации и обучения. Педагог-психолог должен предотвратить отклонения или проблемы, которые могут возникнуть у ребенка при общении со сверстниками или педагогами.

Профилактические меры могут включать в себя следующие тактики поведения:

  • доброжелательность в общении с детьми;
  • обучение правильному поведению на личном примере взрослого;
  • проявление большего интереса и внимания по отношению к гиперактивным детям;
  • обеспечение состояния покоя детям, которые склонны к быстрому утомлению;
  • постепенное развитие у детей навыков самоконтроля.

Лояльное отношение к детям должны проявлять не только сотрудники школы, но и родители и родственники ребенка. Занятия по психологической профилактике проводятся как внутри класса, так и между параллельными классами.

Кто такой педагог-психолог?

Педагог-психолог – это сотрудник образовательной организации, который отвечает за социальную адаптацию детей, их психологическое развитие и поведение. Учитывая знания, которые дают психология и педагогика и этимологию названия профессии (педагог – от греческого paidagogos (воспитатель/наставник); психолог – от греческого psyche (душа)), человека, владеющего этими знаниями, можно назвать, например, воспитателем человеческих душ. Такое определение профессии не будет звучать слишком пафосно – оно лишь подчеркивает значимость профессии и напоминает о степени ответственности за свою работу.

Существующие в обществе нормы поведения требуют от каждого человека соответствия определенным правилам. Воспитание личности, соответствующей общепринятым моральным нормам – главная задача педагога-психолога. Кроме этого, овладев профессией, понимая скрытые мотивы поведения людей, педагог-психолог помогает воспитанникам разобраться в себе, создать необходимую модель поведения, которая поможет в решении жизненных задач и проблем. В частности:

  • Каждая личность уникальна по своей природе, и порой этот фактор становится камнем преткновения в человеческих взаимоотношениях. Опытный педагог — психолог может определить природу межличностного конфликта и помочь найти взаимопонимание между людьми.
  • Каждая модель поведения личности обусловлена различными факторами – биологическими, социальными, психологическими. Задача педагога-психолога состоит в том, чтобы провести анализ поступков человека, найти скрытые механизмы поведения и произвести их коррекцию. Что это значит? Воспитанник – полноценный участник воспитательного процесса, и психолог обязан объяснить ему, в чем состоит проблема так, чтобы вариант решения ее стал внутренним убеждением воспитанника или человека, обратившегося за помощью.
  • Педагог-психолог помогает человеку найти нужные и приемлемые в обществе способы достижения целей, помогает в организации необходимых условий для реализации.

Специалисты в области педагогики и психологии – востребованная профессия, приобретающая все большую популярность в различных отраслях, кроме тех, где помощь в социальной адаптации и воспитании личности является основной задачей.

Сегодня педагоги- психологи востребованы:

  • в дошкольных и школьных учреждениях;
  • в социальных службах и правоохранительных органах;
  • в системе здравоохранения;
  • на различных предприятиях, где работа связана с определенными психо-эмоциональными нагрузками, и сотрудникам необходима профессиональная помощь.

Кроме того, педагог-психолог, в совершенстве владеющий навыками профессии, может работать индивидуально.

Зачем нужен школьный психолог?

Чем именно должен заниматься психолог в школе, часто не понимают не только родители, но и сам педагогический коллектив. Я думаю, каждый школьный психолог сталкивался с ситуацией, когда учитель приводил к нему «непослушного» ученика с ожиданиями, что он в кратчайшие сроки сделает из «хулигана» послушного, спокойного и примерного ученика. 

Что же входит в компетенцию школьного психолога:

  • диагностика;
  • просветительская деятельность (объяснять, что такое психология, зачем нужна, чем конкретно занимаются на уроках психологии);
  • рекомендации педагогам касательно формирования учебного процесса, учитывая индивидуальные особенности ребенка или класса в целом;
  • рекомендации ученикам по результатам тестирования или по их индивидуальному запросу;
  • консультативная работа по запросу школьников;
  • рекомендации родителям;
  • информационная работа — информировать родителей и учителей о психологических особенностях детей разного возраста;
  • профориентационная работа — исследование способностей школьников;
  • тренинговая работа — групповая работа по раскрытию внутреннего потенциала, саморазвитию, пониманию себя.

Есть много обидных стереотипов о психологах в школе, которые часто формируют сами же учителя. Вот некоторые из них:

  • психологи в школах ничем не заняты;
  • ничего не умеют толкового и полезного;
  • если есть проблемные ученики — это ответственность только психолога;
  • школьными психологами работают только молодые девушки после института, а потом уходят в декрет.

Мне очень хочется встать на защиту школьных психологов, которых часто бросают в школу без какой либо поддержки и разъяснения их зоны ответственности.

Даже личный кабинет есть не у всех и считается скорее роскошью, чем необходимостью. Я, например, все два года своей школьной карьеры просидела в музее войны и каждый раз перед 9 мая получала от директора приказ вынести все свои вещи оттуда. 

Что может и что должен психолог

Многие ошибаются, думая, что должностные обязанности школьного педагога-психолога сводятся лишь к проведению тестов и их диагностике. Это далеко не так. Вот вам список того, что входит в служебные функции специалиста.

Диагностика

Начнём, собственно, с этой самой распространённой профессиональной обязанности. Психологи изучают уровень развития, состояние памяти, способности к мышлению, коммуникативные навыки, эмоциональную составляющую и «рисуют» портрет каждого отдельного ученика. Делают они это в группах либо подходят к каждому индивидуально.

В результате психологической диагностики составляется так называемая «группа риска». В неё войдут ученики, которым не помешала бы коррекция их поведения, чтобы они «не наломали дров» в дальнейшем.

Коррекционная деятельность

Это вытекающая из диагностики служебная обязанность школьного специалиста, иначе зачем собирать материал, чтобы просто положить его на полку в кабинете директора школы и ждать, «когда взорвёт»? Нет, правильный психолог выдаст рекомендации учителям, на что обратить внимание и как вести себя с проблемным учеником. Он поговорит с родителями и предложит для ребёнка занятия, которые позволят скорректировать его поведение и разрешат имеющиеся наболевшие проблемы в эмоционально-волевой сфере

Он поговорит с родителями и предложит для ребёнка занятия, которые позволят скорректировать его поведение и разрешат имеющиеся наболевшие проблемы в эмоционально-волевой сфере.

Консультирование

Это тот должностной функционал, который присутствует и в диагностике, и в коррекции. Знакомить родителей и педагогов с результатами исследований, давать прогнозы, предупреждать о потенциальных трудностях, с которыми можно столкнуться, – всё это входит в ежедневные должностные обязанности школьного психолога.

Просвещение в области психологии

Да, есть и такая профессиональная функция, которой, увы, занимаются не все штатные педагоги, но лучшие из них эту сферу не пропускают мимо.

Не только помогать, когда «ну вот, началось», а вовремя рассказать родителям и учителям о том, что можно и что нужно сделать для комфортного психологического развития ребёнка на отдельных этапах его взросления, чтобы сократить количество обращений с просьбами помочь, когда ничего не получается, – вот задача настоящего доки своего дела.

Заключения

Правильная школа обязательно посоветуется со своим штатным психологом, когда требуется подобрать для учащегося подходящую ему программу, если он не справляется с учебной нагрузкой. Обратятся педагоги к специалисту и в случае, если особо преуспевающий намерен перешагнуть через класс, и, например, из первого попасть сразу за школьную парту в третий.

А вообще, быть готовым помочь, находясь рядом каждый день, каждую минуту – вот что может и должен настоящий школьный педагог-психолог.

Какие экзамены сдавать?

Как мы уже говорили, список предметов ЕГЭ, как и минимальные баллы, в разных вузах не совпадают. Самые распространенных комбинаций среди экзаменационных предметов для психологии всего три:

  • Биология, математика, русский язык;
  • Обществознание, математика, биология;
  • Обществознание, история, русский язык.

Перечень вступительных испытаний на программы по психологии в МГУ

Но сдачей ЕГЭ по разных предметам всё может не ограничиться. Так что не стоит забывать про ДВИ (как правило, по биологии). Для подготовки к сдаче ДВИ советуем не пренебрегать дополнительными занятиями в школе, которые часто устраивают преподаватели для сдающих их предмет — это практично и не затратно. Можно нанять репетитора из вуза, в который вы собираетесь поступать, так как он знает, что может пригодиться на ДВИ. Для занятий по ДВИ также можно записаться на курсы при самом вузе, но надо учитывать, что тогда это будут групповые, а не персональные занятия.

О чем еще не стоит забывать, так это о дополнительных возможностях помимо ЕГЭ. Даже если вы сдадите экзамен на отлично, конкуренция все равно может оказаться слишком сильной. Тогда вам пригодится дополнительные баллы, которые школьники собирают заранее: за наличие аттестата с отличием, сдача ГТО, участие в профильных конкуренциях, спортивные заслуги. Не говорим уже про то, что победа в некоторых олимпиадах может сделать вас студентом в обход высоких баллов ЕГЭ.

Мама, папа – к доске!

Когда в начале учебного года я рассказываю родителям о своей работе, то подчеркиваю, что мой «вызов» вовсе не означает «все плохо».

Когда психолог может пригласить на консультацию?

  • У ребенка в негативную сторону изменилось поведение или эмоциональное состояние. Задача – выяснить причину и своевременно помочь. У детей бывают и стрессовые ситуации, с которыми им сложно справиться, и неврозы, и страхи, и навязчивости, и депрессии. Ранняя диагностика и своевременная помощь очень важны, чтобы ситуация не ухудшилась.
  • Ребенок демонстрирует черты в поведении, которые затрудняют его нахождение в коллективе: агрессию физическую или словесную, застенчивость, лживость, воровство, низкий самоконтроль. Иногда, когда родителям рассказывают о том, что происходит, они «не верят» (кто искренне, кто фальшиво). Но названная проблема становится актуальной задачей. Разговор с родителями позволяет понять, что именно происходит и дает возможность действовать вместе.
  • Сообщить результаты диагностики. Это может быть и то, над чем стоит «поработать», и то, что является способностью ребенка, которую стоит развивать. Часто психолог может предложить помощь в виде цикла занятий с ребенком. Это могут быть занятия на развитие мышления, памяти, внимания, воображения (всего того, что помогает учиться), на развитие способностей к общению, на преодоление нежелательных проявлений (контроль агрессии), а также занятия с талантливыми детьми.
  • Если у ребенка период адаптации. Психолог может рассказать, как влиться именно в этот коллектив, и, узнав про особенности ребенка, может помочь ему «на месте».

Способы решения педагогической ситуации

  1. Педагог поочередно спрашивает участников ситуации и просит изложить суть проблемы. Главное – учитель должен пресечь любую попытку дать эмоциональную оценку других участников. Уточнив факты, педагог вызывает учеников и просит их высказать все, что они думают друг про друга. После этого педагог принимает решение.
  2. Педагог делает враждующим сторонам предложение выступить со своими претензиями на собрании. И решение он принимает после того, как участники собрания выскажут свое мнение по вопросу.
  3. Если мирно разрешить ситуацию не получается, учитель принимает в отношении к участникам конфликта санкции.
  4. Иногда ученику достаточно высказать отрицательные эмоции.
  5. Педагогу стоит избегать публичных (особенно это актуально в работе с подростками) критичных замечаний.
  6. Учителю не нужно делать акцент на “отрицательном” поведении ученика.
  7. Нужно поощрять у ребенка стремление к творчеству, дальнейшему саморазвитию.

Но, в первую очередь, решение педагогической ситуации будет зависеть от причины ее появления. Поэтому учителю нужно тщательно ее проанализировать.

Родители

«Работа школьного педагога-психолога в идеале подразумевает тесное взаимодействие с родителями,— считает Юлия Олеговна.— Во-первых, ЛЮБОЙ родитель может сам лично обратиться за помощью, профессиональным советом к психологу. Особо скромные родители могут подойти к классному руководителю с просьбой записать их на консультацию или привести для личного знакомства с педагогом-психологом.

Во-вторых, перед проведением какого-либо тестирования или диагностики ребенка, родитель (или опекун) должен дать свое согласие на его проведение. После тестирования родители могут узнать результаты также через личное взаимодействие с психологом. Психологи участвуют в проведении общешкольных или классных родительских собраний по запросу классного руководителя или директора школы. В настоящее время многие общеобразовательные учреждения практикуют первичное собеседование с ребенком перед поступлением в школу. В этой беседе всегда принимает участие педагог-психолог, ребенок и родитель (либо его опекун)».

Источник фото

В то же время, ничтожное количество родителей приходят на консультацию к школьному психологу по собственной инициативе: и дело тут не только в том, что они с предубеждением относятся к психологическим методикам. Родители склонны идеализировать своих детей, нередко проявляя при этом бездумную жестокость и требуя полного соответствия своим представлениям о прекрасном. Им кажется, что, обращаясь к психологу, они автоматически признают, что с их ребенком что-то не так, что он – в группе риска, что он – не идеален.

«По своему опыту могу сказать, что родители обращаются к школьному психологу крайне редко, — соглашается Валерия Геннадиевна.– Как правило, они делают это только в том случае, если проблема, что называется, вопиет, и самостоятельно справиться с ней уже не получается. Тогда родители приходят ко мне и просят продиагностировать ребенка и посоветовать, как поступить. С другой стороны, я могу их понять: во-первых, культура оказания психологической помощи у нас действительно развита на недостаточном уровне, а во-вторых, выбрать психолога, который подойдет именно тебе, так же сложно, как выбрать подходящего врача».

Вместе с тем, родителям важно помнить:

  • Ребенок дома и ребенок в школе – это часто два совершенно разных человека. Психолог замечает особенности поведения детей, косвенно указывающие на нарушения психики, которые впоследствии могут привести к серьезным последствиям, включая нервные срывы, формирование зависимостей и даже суицид.
  • Психолог часто лучше знает, с кем общается тот или иной ученик и есть ли у него трудности в отношениях с одноклассниками.
  • В компетенции психолога помочь родителям найти с ребенком общий язык: конфликт отцов и детей будет актуален во все времена.