Содержание
- Оглавление
- Нормативно-техническая документация (ТУ, СТО и др.)
- Пример изложения «Введения»
- 6.3 Изложение стандарта
- Краткий перечень стандартов НОСТРОЙ для внедрения в Санкт-Петербурге
- Форма последней страницы стандарта организации
- 5 Порядок разработки стандартов организации
- Разработка и согласование
- САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ
- 5.5 Разработка изменения к стандарту
- 6 Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению стандартов
- Наши события
- 6.2 Построение стандарта
- Понятие СТО
- 6.5 Обозначение стандарта
Оглавление
1 Область применения.
2 Нормативные ссылки
3 Термины и определения, сокращения
4 Общие положения
5 Порядок разработки стандартов организации
6 Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению стандартов
7 Ответственность
Приложение А. Объекты стандартизации металлических конструкций
Приложение Б. Форма титульного листа стандарта организации
Приложение В. Оформление «Предисловия» к стандарту
Приложение Г. Форма первой страницы стандарта организации
Приложение Д. Форма последней страницы стандарта организации
Приложение Е. Форма листа регистрации изменений
Приложение Ж. Пример оформления обложки стандарта организации ЗАО «ЦНИИПСК им. Мельникова» при издании
Приложение И. Пример изложения «Введения»
Нормативно-техническая документация (ТУ, СТО и др.)
Технические условия (ТУ) – это технический документ, который устанавливает требования, которым должна соответствовать продукция, изделие, материал, товар, услуга или же целая группа схожей продукции.
Стандарты организаций (СТО) — документ, разрабатываемый на применяемые в данной организации продукцию, процессы и оказываемые в ней услуги, а также на продукцию, создаваемую и поставляемую данной организацией на внутренний и внешний рынок, на работы, выполняемые данной организацией на стороне, и оказываемые ею на стороне услуги в соответствии с заключенными договорами (контрактами).
Организация вправе сама устанавливать требования к качеству и безопасности продукции в технических условиях, стандартах организации, не противоречащие требованиям законодательства.
То есть, если организация-изготовитель желает выпускать продукцию, отличную от требований государственных стандартов (ГОСТ), или продукцию, на которую стандарты отсутствуют — она обязана разработать ТУ или СТО.
Разработку технических условий (стандартов организаций) можно заказать в Государственном центре.
Разработка технических условий (ТУ) проводится согласно установленным стандартам. На непродовольственную группу продукции в соответствии с ГОСТ 2.114-95 «Единая система конструкторской документации. Технические условия», на пищевую продукцию в соответствии с ГОСТ Р 51740-2001 «Технические условия на пищевые продукты. Общие требования к разработке и оформлению».
Разработка стандартов организации (СТО) проводится с учетом требований ГОСТ Р 1.5-2012 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила построения, изложения, оформления и обозначения».
ТУ и СТО могут включать в себя разделы:
область применения;
требования к качеству и безопасности;
требования к сырью;
маркировка;
упаковка;
правила приемки;
методы контроля;
правила транспортирования и хранения;
техника безопасности и охрана окружающей среды;
указания для эксплуатации;
гарантии изготовителя на товар;
и др.
При декларировании и сертификации продукции (добровольной и обязательной) Заявитель обязан указывать документ, согласно которому производится продукция. Это может быть как ГОСТ, так и технические условия или стандарт организации.
Для разработки ТУ (СТО) необходимы следующие данные*:
Название организации
Юридический адрес
Код ОКПО производителя;
Точный ассортимент продукции
Сырье и материалы, которые используются для производства продукции
Характеристики продукции (описание)
Методы упаковки, тип упаковки
Сроки годности, сроки реализации, гарантийные сроки на продукцию
Условия хранения, транспортирования и эксплуатации продукции
Подробное описание технологического процесса
* список запрашиваемых данных для разработки может меняться в зависимости от вида продукции.
Оформить заявку |
Консультация |
Звонок |
Пример изложения «Введения»
Введение
Настоящий Стандарт разработан в соответствии с
Федеральным законом «О техническом регулировании» № 184-ФЗ, Федеральным законом
от 21.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных
объектов» с внесенными изменениями от 10 января 2003 г., Положением о порядке
проведения экспертизы промышленной безопасности в химической, нефтехимической и
нефтеперерабатывающей промышленности, Постановлением Госгортехнадзора РФ № 8 от
18 марта 2003 г. и предназначен
для разработчиков Стандарта, а также организаций, эксплуатирующих резервуары
или являющихся заказчиками их диагностирования, ремонта или реконструкции.
Стандарт может применяться организациями, выполняющими
работы по техническому диагностированию резервуаров и разрабатывающими
проектную документацию на их ремонт и реконструкцию, если эти организации имеют
сертификаты соответствия, выданные Органом по сертификации в системе
добровольной сертификации, созданной организациями — разработчиками Стандарта.
Организации — разработчики не несут никакой
ответственности за использование данного Стандарта организациями, не имеющими
сертификатов соответствия.
Необходимость разработки Стандарта продиктована тем,
что опыт, накопленный организациями — разработчиками Стандарта, а также отечественными
предприятиями и организациями по диагностированию, ремонту, реконструкции,
расчету, методам контроля и испытаниям резервуаров, оснований и фундаментов,
содержится в нескольких десятках разрозненных нормативных документах (СНиП, ТУ,
РД, ВСН, ведомственных правилах и т.п.), частично устаревших и не охватывающих
в целом проблему безопасной эксплуатации резервуаров.
Основной целью Стандарта является создание современной
нормативной базы по вопросам технического диагностирования, в рамках которого определяется
и прогнозируется техническое состояние резервуаров и решаются вопросы о
необходимости ремонта и (или) реконструкции для поддержания их работоспособного
состояния.
При разработке Стандарта проанализированы и учтены:
— законодательная, правовая и нормативно-техническая
документация по вопросам обеспечения промышленной безопасности;
— опыт проектирования, ремонта, монтажа и эксплуатации
резервуаров;
— результаты обследований промышленных объектов;
— некоторые зарубежные стандарты;
— новые аспекты работы Госгортехнадзора России,
связанные с принятием Федерального закона «О промышленной безопасности опасных
производственных объектов»; предложения предприятий, организаций, объединений и
специалистов.
Ключевые
слова: стандарт организации,
разработка, согласование, утверждение, правила оформления
6.3 Изложение стандарта
6.3.1 Текст стандарта должен быть кратким, точным, не допускающим различных
толкований, логически последовательным.
Текст стандарта делят на
разделы, подразделы, пункты, подпункты.
6.3.2 Для наглядности, сокращения и удобства изложения применяют таблицы,
графический материал, схемы. Построение таблиц, чертежей должно соответствовать
требованиям ГОСТ Р 1.5, стандартам систем конструкторской и проектной документации.
6.3.3 В стандартах, как правило, не должны повторяться и дублироваться
требования и положения, установленные в технических регламентах, документах
Госнадзора и других, являющихся обязательными к применению. В стандарте
приводятся ссылки на этот документ в целом или его отдельные разделы с
указанием обозначения (номера) документа, его наименования и наименования
организации, утвердившей документ.
6.3.4 В стандарте должны применяться стандартизованные единицы величин, их
наименования и обозначения.
6.3.5 При необходимости, в стандарте могут применяться общепринятые условные
обозначения, изображения, знаки и сокращения.
Краткий перечень стандартов НОСТРОЙ для внедрения в Санкт-Петербурге
Все эти документы имеют номера и дорабатывались за счёт поправок, изменений, сокращений. В общем виде стандарты НОСТРОЙ с распределением по видам работ включают в себя следующие направления:
- внутренние инженерные сети зданий и сооружений;
- организация строительно-монтажных работ в целом;
- фасады, железобетонные конструкции и перекрытия;
- мелиорация, подземные работы и сельское хозяйство;
- подготовка полотна для автодорожного строительства;
- промышленные печи, дымоходы, вентиляционные трубы.
Это только основные виды работ — стандарты НОСТРОЙ регламентируют также монтаж фундаментов, лифтов, оград и защитных конструкций, кровли; прокладку дорожного полотна. Отдельно регламентируются работа с инженерными сетями и объектами атомной энергетики.
Форма последней страницы стандарта организации
_______________________ обозначение стандарта __________________________________________________________________________
Ключевые слова ___________________________________________________________________________
|
5 Порядок разработки стандартов организации
5.1 Разработка стандартов организации осуществляется в
соответствии с ежегодной Программой разработки и пересмотра стандартов,
утверждаемой директором института, в которой определяются ответственные
исполнители и соисполнители работ, сроки разработки, краткая характеристика
содержания намечаемых к разработке стандартов.
Ответственные исполнители назначаются из числа ведущих
специалистов института по соответствующей тематике.
5.2 В зависимости от характера, сложности, степени
предварительной проработанности вопроса разработка стандарта организации
осуществляется, в общем случае, в следующей последовательности:
— разработка проекта стандарта;
— учет проекта стандарта в отделе стандартизации с
присвоением ему обозначения в соответствии с разделом 6 настоящего стандарта;
— публичное обсуждение проекта стандарта в
заинтересованных подразделениях института, в сторонних организациях;
— составление сводки замечаний и предложений по
проекту и доработка проекта стандарта в соответствии со сводкой;
— рассмотрение проекта стандарта на НТС института или
его секциях в соответствии с установленным порядком (назначение рецензента
(эксперта), ознакомление с проектом всех заинтересованных лиц и т.д.); решение
о рассмотрении проекта на НТС принимается руководством института.
Решение НТС о принятии стандарта оформляется
протоколом;
— по согласованию с руководством стандарты, при
необходимости, могут быть направлены на экспертизу (в том числе на соответствие
законодательству РФ, действующим техническим регламентам и национальным
стандартам, научно-техническую, правовую, метрологическую, патентную
экспертизу) в компетентные организации или соответствующий технический комитет
(ТК) Госстандарта;
— утверждение и регистрация стандарта.
Окончательная редакция проекта утверждается директором
института приказом или личной подписью на первой странице стандарта. При
утверждении стандарта приказом в нем устанавливают дату введения стандарта в
действие и разрабатывают, при необходимости, организационно-технические
мероприятия по применению стандарта.
Стандарт вводится в действие со дня утверждения его
директором или даты введения, установленной в приказе; стандарты организаций
утверждаются, как правило, без ограничения срока действия.
После утверждения стандарт поступает в отдел
стандартизации для регистрации в журнале учета и регистрации, куда заносятся
сведения о его утверждении;
— сдача подлинника стандарта с сопроводительной
документацией (сводка замечаний, решение НТС, экспертные заключения и др.) в
технический архив.
5.3 Порядок утверждения, регистрации и хранения
стандартов системы менеджмента качества установлен СТО СМК 28-2004.
5.4 Построение, изложение, оформление, обозначение и
требования к содержанию стандартов — в соответствии с правилами, установленными
ГОСТ Р 1.5 и
требованиями раздела 6 настоящего
стандарта.
5.5 Разработка изменения к
стандарту
5.5.1 Изменение к стандарту разрабатывают при необходимости
замены, дополнения или исключения отдельных требований стандарта.
Изменения к стандарту только редакционного или
ссылочного характера отдельно не разрабатываются и вносятся при переиздании
стандарта или включаются в очередное изменение.
Более трех изменений в стандарт вносить не следует, в
этом случае осуществляется пересмотр стандарта.
5.5.2 Разработку изменения к стандарту, его утверждение и
регистрацию проводят в том же порядке, как установлено п. 5.2 для стандартов.
Разработка изменения осуществляется, как правило,
разработчиком данного стандарта.
Отдел стандартизации присваивает утвержденному
изменению порядковый номер и вносит его в журнал регистрации стандартов.
Каждое изменение стандарта фиксируется также в листе
регистрации изменений, который прилагается к стандарту.
5.5.3 Правила оформления и изложения изменения к стандарту
— по ГОСТ Р 1.5
(раздел 5).
Разработка и согласование
Согласно требованиям Федерального закона N 184-ФЗ «О техническом регулировании», обязанность разработки, согласования и надзора за исполнением ТУ лежит непосредственно на производителе. При этом назвать Технические условия добровольным документом не очень правильно. В конце концов, у производителя стоит выбор: либо делать, как написано в ГОСТ, либо, если планируется отклонение от технологии ГОСТа, разработать ТУ.
Стандарт организации (СТО), согласно ГОСТ Р 1.4-2004 – это документация, формируемая исключительно на добровольной основе. А так как СТО разрабатывается для всех циклов жизнедеятельность организации, непосредственно технология производства продукции там тоже прописывается, что и позволяет сравнивать этот документ с ТУ. Однако продукция может производиться и по ГОСТ.
В плане согласования у СТО все очень просто: если есть желание, проводится экспертиза документа на предмет соответствия стандартам, техническим регламентам и требованиям ФЗ №184. Если такого желания нет – руководитель просто утверждает документ и обеспечивает реализацию его положений на предприятии. Разумеется, за эту подпись отвечает только он лично.
Первый этап согласования ТУ – это утверждение документа приемочной комиссией. Далее, проводится согласование в комиссии по стандартизации и метрологии и регистрация ТУ, как нормативно-технического документа с выдачей каталожного листа. Тут уже ответственность распределяется между всеми участниками процесса: разработчиком, заказчиком и органом проводившим экспертизу ТУ.
Безусловно, с точки зрения простоты процесса СТО предпочтительнее, однако руководитель должен быть точно уверен в компетенции специалиста, которому вверяется разработка СТО, так как за любой просчет ответственность будет нести он, как единственный гарант СТО. И, как правило, в штате небольшой компании в таких кадрах ощущается недостаток. Поэтому разработкой стандартов предприятия чаще всего занимаются специализированные организации, имеющие специалистов нужно квалификации.
САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ
Где в Ленобласти выявлено 233 случая коронавируса к 28 сентября
Стал известен график выплаты пенсий в октябре 2021 в Санкт-Петербурге
Где в Ленобласти выявлено 235 случаев коронавируса к 27 сентября
Где в Ленобласти выявлено 235 случаев коронавируса к 26 сентября
Где в Ленобласти выявлено 233 случая коронавируса к 25 сентября
Стал известен график выплаты пенсий в октябре 2021 в Ленобласти
За угрозу нападения на учебное заведение Нижнекамска задержан юноша
Коронавирус в Петербурге и Ленобласти: новости о Covid-19 на 26 сентября
Коронавирус в Петербурге и Ленобласти: новости о Covid-19 на 25 сентября
Судмедэксперт назвал вещество, от которого умерли поевшие арбуз бабушка с внучкой на Совхозной улице в Москве
5.5 Разработка изменения к стандарту
5.5.1 Изменение к стандарту разрабатывают при необходимости замены,
дополнения или исключения отдельных требований стандарта.
Изменения к стандарту только
редакционного или ссылочного характера отдельно не разрабатываются и вносятся
при переиздании стандарта или включаются в очередное изменение.
Более трех изменений в
стандарт вносить не следует, в этом случае осуществляется пересмотр стандарта.
5.5.2 Разработку изменения к стандарту, его утверждение и регистрацию
проводят в том же порядке, как установлено п. для стандартов.
Разработка изменения
осуществляется, как правило, разработчиком данного стандарта.
Отдел стандартизации
присваивает утвержденному изменению порядковый номер и вносит его в журнал
регистрации стандартов.
Каждое изменение стандарта
фиксируется также в листе регистрации изменений, который прилагается к
стандарту.
5.5.3 Правила оформления и изложения изменения к стандарту — по ГОСТ Р 1.5 (раздел ).
6 Общие требования к построению,
изложению, оформлению, содержанию и обозначению стандартов
Наши события
28 сентября 2021, 13:08
Премьера спецвыпуска RusCable Review: Сарансккабель. Павел Цветков. Новое поколение кабельщиков. Шлангокабель
27 сентября 2021, 12:58
RusCable Insider #240 — Цифровой Москабельмет. Интервью с Павлом Цветковым, Сарансккабель. «АЧП-терроризм» побежден?
27 сентября 2021, 12:40
Какой он, кабельный завод будущего?
23 сентября 2021, 11:47
“АЧП-терроризм” побежден? Счет 3:0 в пользу кабельщиков. СЗМТУ Росстандарта может дорого заплатить за действия “псевдорегулятора”
21 сентября 2021, 10:20
Цветлит: трансформация рынка неизбежна. Премьера спецвыпуска RusCable Review
20 сентября 2021, 10:53
RusCable Insider #239 — Интервью с КЗ «Цветлит». Итоги 78 Собрания АЭК. 10 лет заводу «Электропровод» в Подольске
6.2 Построение стандарта
6.2.1 Наименование стандарта, как правило, должно состоять из:
— группового заголовка,
общего для комплекса стандартов системы или группы продукции;
— заголовка, определяющего
кратко и точно объект стандартизации;
— подзаголовка,
определяющего обобщенное содержание устанавливаемых стандартом положений.
Групповой заголовок и
подзаголовок печатают строчными буквами с первой прописной. Заголовок стандарта
печатают прописными буквами.
Примеры
1 Система менеджмента качества
ВНУТРЕННИЕ АУДИТЫ
Планирование, проведение
2 Резервуары вертикальные цилиндрические стальные для нефти и
нефтепродуктов
ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОГО
ДИАГНОСТИРОВАНИЯ, РЕМОНТА И РЕКОНСТРУКЦИИ
6.2.2 В стандарт, в общем случае, включают следующие разделы:
— область применения;
— нормативные ссылки;
— термины и определения,
сокращения;
-основные
нормативные положения, требования, устанавливаемые стандартом;
——————————————————————————————-
——————————————————————————————-
— приложения;
— библиографические данные.
Разделы «Нормативные
ссылки», «Термины и определения, сокращения» приводят в стандарте при
необходимости, исходя из особенностей его содержания и при наличии их в
стандарте.
6.2.3 В разделе «Область применения» указывают назначение стандарта или
объект стандартизации и область его распространения (применения).
В разделе дается более
развернутое определение объекта стандартизации, приведенное в наименовании
стандарта, перечисляются наименования основных требований, характеристик,
методов испытаний и т.п., включенных в нормативные разделы стандарта.
В разделе могут приводиться
сведения об ограничении области распространения стандарта.
6.2.4 Основные нормативные положения оформляют в виде разделов, состав и
содержание которых устанавливается в зависимости от объекта стандартизации и
вида стандарта.
6.2.5 Стандарты разрабатываются следующих видов:
— основополагающие
стандарты, которые устанавливают правила построения, изложения и оформления
документации различных видов (в том числе проектной), правила выполнения
чертежей, общие требования и нормы, необходимые для обеспечения различных
производственных процессов, общие требования по безопасности, термины и
определения и т.п.;
— стандарты на продукцию, услуги,
которые устанавливают общие технические условия ее производства, технические
требования для группы (общие) или конкретных видов продукции;
— стандарты на процессы
производства и эксплуатации продукции;
— стандарты на методы
контроля, испытаний, измерений.
6.2.6 Правила построения стандартов различных видов, номенклатура
показателей, требований и характеристик, включаемых в стандарт, приведены в
разделе 7 ГОСТ Р 1.5.
6.2.7 В стандартах не должны устанавливаться требования, параметры,
характеристики и другие показатели, противоречащие техническим регламентам,
международным стандартам ИСО, МЭК и других организаций, а также действующим
национальным стандартам.
6.2.8 Стандарты на продукцию, использование которой связано с риском аварий
и опасностью, должны в обязательном порядке включать разделы «Требования
безопасности» и «Охраны окружающей среды» или в них должны быть приведены
ссылки на соответствующие правила безопасности, установленные органами
Госнадзора.
6.2.9 Дополнительные сведения к основной части стандарта сведения оформляют
в виде «Приложений». Это могут быть примеры оформления документов, форма
записи, методы расчета, описания аппаратуры и приборов, чертежи и таблицы
большого формата и другой вспомогательный материал.
Приложения могут быть
обязательными, рекомендуемыми и справочными.
6.2.10 Библиографические данные приводятся на последней странице стандарта,
которую оформляют в соответствии с приложением .
В библиографические данные
включают «Ключевые слова», которые характеризуют содержание стандарта, их
приводят в порядке, в котором они приведены в наименованиях стандарта и его
разделах.
Понятие СТО
Стандарт организации (СТО) – это нормативный документ. СТО может быть разработан любым предприятием и утверждается его руководителем. Следование предприятия принятому стандарту считается неукоснительным.
Чаще других СТО разрабатывают на предприятиях пищевых производств. Предприятие самостоятельно определяет требования, составляющие документ.
Подготовка СТО призвана:
- усовершенствовать производственную деятельность;
- обеспечить качественный уровень продукции и выполняемых работ;
- повысить уровень оказываемых услуг.
Стандарт СТО включает условия изготовления, приёмки и проверки качества товаров. Надзор за процессами разработки и производства продукции находится в компетенции организации, разработавшей документ. Процесс разработки СТО предусмотрен государственными нормативными документами.
6.5 Обозначение стандарта
6.5.1 Обозначение стандарта организации состоит из:
— индекса «СТО»;
— отделенного от него
интервалом восьмизначного кода организации по общероссийскому классификатору
предприятий и организаций (ОК 007-93);
код ЦНИИПСК по
классификатору — 02494680;
— отделенного от кода тире
четырехзначного регистрационного номера стандарта;
— отделенного от него тире
четырех цифр года утверждения стандарта.
Пример — СТО
02494680-0030-2004
6.5.2 Регистрационный номер стандартам присваивается в порядке возрастания
номеров по мере их регистрации в журнале учета и регистрации в отделе
стандартизации.
При пересмотре стандарта его
регистрационный номер сохраняется, но изменяется номер года утверждения.
6.5.3 При разработке стандарта несколькими организациями на равноправной
основе в его обозначении указываются коды всех организаций — разработчиков, а
регистрационный номер — присваивается отделом стандартизации ЦНИИПСК им.
Мельникова.
Пример — СТО 0030-2004
(02494680, 01400285, 01411411, 40427814)
Допускается при записи
такого обозначения на страницах стандарта или при ссылках на него в других
стандартах института указывать только его регистрационный номер и год
утверждения.
Пример — СТО 0034-2004.
6.5.4 Обозначение стандартов института по системе менеджмента качества
состоит из индекса «СТО», аббревиатуры «СМК», двухзначного регистрационного
номера и года утверждения стандарта.
Пример — СТО СМК 07-2004.