Смазочные масла — классификация, виды и применение

Содержание

Основные производители индустриальных масел в России и мире

Неизменные лидеры российского рынка индустриальных масел – ПАО «ЛУКОЙЛ» (производит 45% валового объема технических смазочных материалов), ПАО «НК «Роснефть» и ПАО «Газпром нефть» (их доли составляют соответственно 20% и 14%).

Из зарубежных марок технических смазок в России наиболее популярны Shell, Castrol, Mannol, ZIC, Mobil, Elf, Total.

В связи с резким падением курса рубля и политикой импортозамещения, проводимой российским правительством с 2014 года, спрос на индустриальные смазочные материалы иностранного производства неуклонно снижается. И если в розничном сегменте потребители еще отдают предпочтение дорогим импортным продуктам, то в промышленности отмечается устойчивая тенденция к переходу на бюджетные технические смазки.

Серьезными конкурентами авторитетных мировых брендов становятся молодые марки, в числе которых WEGO (Чехия), ADWA и ORLEN OIL (Польша).

Масло веретенное (веретенка): ГОСТы 20799-88 и 1642-75

Главное преимущество веретенки состоит в том, что она сохраняет эксплуатационные свойства в температурном диапазоне от -35°С до +100°С.

Веретенные масла марки А, которые производят по ГОСТ 20799-88, используются в качестве смазочных материалов и гидравлических жидкостей для машин и механизмов, работающих с малой и средней нагрузкой, в щадящих условиях (при рабочих температурах до +60°С, отсутствии контакта с агрессивными средами). Сферу их применения легко определить, если воспользоваться соответствующим обозначением по ГОСТ 17479.4-87:

Марка масла

Обозначение по ГОСТ 17479.4    

Варианты применения

И-5А

И-8А

И-Л-А-7

И-Л-А-10

Смазка для легконагруженных узлов и механизмов с частотой вращения 15-35 тыс. об/мин (подшипников, втулок шпинделей и т.д.).

И-12А

И-ЛГ-А-15

Смазка для легконагруженных узлов и механизмов:

 подшипников, втулок шпинделей и т.д. с частотой вращения до 5 тыс. об/мин.

Рабочая жидкость для объемных гидроприводов станочного оборудования, строительно-дорожной техники при температурах до -5°С.

И-12А1

И-ЛГ-А-15

Смазка для легконагруженных узлов и механизмов:

 подшипников, втулок шпинделей и т.д. с частотой вращения до 5 тыс. об/мин.

Рабочая жидкость для легконагруженных объемных гидроприводов станочного оборудования, строительно-дорожной техники при температурах до -20°С.

И-20А

И-Г-А-32

Рабочая жидкость для легко- и средненагруженных гидросистем металлорежущих станков, кузнечно-прессового оборудования, автоматических линий, строительных и дорожных машин при температурах до -5°С.

Смазка для легко- и средненагруженных зубчатых передач, направляющих качения и скольжения станочного оборудования.

И-ЗОА

И-Г-А-46

Рабочая жидкость для гидросистем легко- и средненагруженных металлорежущих станков, кузнечно-прессового оборудования, автоматических линий, строительных и дорожных машин при температурах до -5°С.

Смазка для легко- и средненагруженных зубчатых передач, направляющих качения и скольжения.

И-40А

И-Г-А-68

Рабочая жидкость для средненагруженных гидросистем металлорежущих станков, кузнечно-прессового оборудования, автоматических линий, строительных и дорожных машин при температурах до -5°С.

Смазка для легко- и средненагруженных зубчатых передач, направляющих качения и скольжения.

И-50А

И-ГТ-А-100

Рабочая жидкость для гидросистем тяжелонагруженных станков, строительных и дорожных машин при температурах до -5°С.

Смазка для тихоходных, тяжелонагруженных машин и механизмов.

Для применения в гидросистемах дорожной и строительной техники, других специальных целей используется легированная веретенка марки АУ, состав и технические характеристики которой регламентирует ОСТ 38.01412—86 (действует вместо отмененного ГОСТ 1642-75). Благодаря глубокой депарафинизации она не застывает при температурах до -45С.

Способ применения эфирных масел

Способ применения эфирных масел зависит от наличия той или иной проблемы.

При неоднородном цвете кожи, наличии веснушек, пигментных пятен применяются масла лимона и грейпфрута.

С «гусиными лапками» вокруг глаз справятся эфирные масла сандала, лиметта, розы и нероли.

Эфирные масла розового дерева, иланг-иланга, апельсина сделают кожу гладкой, бархатистой, уберут излишний блеск.

Сильный жирный блеск кожи поможет устранить кипарисовое эфирное масло.

Если на коже лица слишком заметен сосудистый рисунок, помогут эфирные масла кипариса, лимона, лаванды, мяты, шалфея.

Если кожа подверглась неблагоприятным воздействиям и испытала стресс, используйте эфирные масла розового дерева, ромашки, розы, нероли, иланг-иланга.

Если на коже много прыщиков, комедонов, поры закупорены, помогут эфирные масла лимона, можжевельника, бергамота, ромашки.

Разновидности базовых масел

Состав различных базовых масел не одинаков, и это влияет на их основные характеристики. Давайте разберемся, какие же бывают масла-основы.

Легкие базовые масла

Это жидкие и текучие составы. Они легко распределяются по коже и быстро впитываются, поэтому часто используются как самостоятельное косметическое средство. Перед использованием их не нужно подогревать даже до комнатной температуры — их и без этого легко использовать 

Характерные представители: виноградное, миндальное, абрикосовое, персиковое масла, масла лесного ореха, макадамии и черной смородины.

  • виноградная косточка
  • абрикосовая косточка
  • персиковая косточка
  • косточка черной смородины
  • миндаль

Жирные растительные масла

Жирные масла тяжелее и гуще своих легких собратьев, но все же сохраняют свою жидкую консистенцию. Они могут выступать в роли природных антиоксидантов и добавляться в домашнюю косметику, мыло и массажные смеси. Такие масла проще всего использовать, когда они имеют комнатную температуру. 

Характерные представители: льняное, пшеничное, кунжутное масла, масла жожоба и грецкого ореха.

  • жожоба
  • лён
  • грецкий орех
  • кунжут

Баттеры или твердые масла

При комнатной температуре многие баттеры обретают твердый вид, плавятся они лишь при температуре человеческого тела или даже выше. Часто такие вещества применяются самостоятельно или используются в качестве основы для кремов и мыла. 

Характерные представители: масла кокоса, какао, манго и ши.

  • кокос
  • какао
  • ши
  • зародыши пшеницы
  • миндаль

Масло виноградных косточек

Это масло широко применяется в косметологии, а также используется в кулинарии. Оно помогает бороться с избытком холестерина в организме, положительно влияет на деятельность почек, обладает противоопухолевыми свойствами.

Благодаря содержащимся в нём фитоэстрогенам и рекордному количеству «витамина молодости» (витамина Е) масло из виноградных косточек незаменимо для женской красоты и здоровья.

Оно усиливает натуральный вкус пищи, что делает его интересным дополнением к разным блюдам. Можно добавлять в салаты и готовые блюда, в маринады, в каши и десерты, использовать для жарки и выпечки.

И напоследок

В сегодняшней статье нам удалось разобраться в том, что такое автомобильное моторное масло и какие разновидности оно имеет. Поэтому вопросов с расшифровкой маркировок на канистрах смазывающих жидкостей больше возникать не должно. Главное, помните – функциональность вашего средства передвижения напрямую зависит от выбранной топливной смеси.

Мало того, что вы должны соблюдать требования автопроизводителя о параметрах масла, вы должны внимательно следить за его своевременной заменой. Никогда не используйте летнее масло в зимний период, и наоборот. Всегда проверяйте его уровень перед поездками на дальние расстояния и не видитесь на рекламные слоганы.

Для того чтобы продлить срок службы автомобиля, внимательно подходите к вопросу выбора смазочного материала.

Этикетка

Чтобы узнать, какие характеристики есть у моторного масла, давайте для начала посмотрим на этикетку

Название фирмы здесь не приводится, да это и не важно, самые внимательные уже узнали, что это за масло. Такие обозначения есть на всех маслах

Здесь, помимо фирменных названий, мы можем выделить 4 зоны с характеристиками, и вот что они означают:

  1. 5w-40 — обозначение вязкости по стандарту SAE
  2. API SM/CF — допуск по стандарту API
  3. ACEA A3-04/B4-04 — допуск по стандарту ACEA
  4. VW 502 00/505 00; Porsche … Mercedes … BMW Longlife-98 — допуски по стандартам автопроизводителей

Но это не все группы и виды, на которые можно разделить моторные масла. Углубимся в процесс стандартизации.

Стандарт по API

Классификация, над которой трудили специалисты из Американского института нефти. Её главная особенность заключается в разделении автомасел на категории с учётом эксплуатационных свойств и основных характеристик ДВС. Определяет возможность использования конкретной смазки для того или иного силового агрегата. Согласно классификации API, смазочная продукция делится на 2 большие категории:

  1. S. Расходные материалы для 4-тактных бензиновых силовых агрегатов, устанавливающихся в легковых машинах, микроавтобусах и пикапах.
  2. C. Группа автомасел для дизельных установок, находящихся в грузовиках, строительных машинах, спецтехнике для дорожно-ремонтных и сельскохозяйственных работ.

Большинство кодов, соответствующих классификации API, состоит из 2 букв. Первая указывает на применяемость автомасла (для легковых авто, грузовиков и спецтехники), а вторая (от A до L) является условным обозначением общего качества продукта и его эксплуатационных характеристик. Для дизельных моторов ставится дополнительная цифра «2» или «4», обозначающая количество рабочих тактов.

Смазочные материалы, одновременно подходящие для дизельных двигателей и бензиновых силовых установок, имеют двойное обозначение. Например, SG/CF.

Классификация API предусматривает специальную маркировку EC. Расшифровывается как Energy Conserving и переводится как энергосберегающее масло. Такие автомасла содержат в составе специальные присадки, призванные снижать показатель потребления топлива. Масла EC позволяют расходовать на 1,5-2,5% горючего меньше по сравнению со стандартными смазочными материалами.

Виды моторного масла по вязкости (SAE)

Третья классификация моторных масел подразумевает их сезонность и относится к вязкостно-температурным параметрам моторного масла.

По кинематической вязкости масла можно разделить на три основные группы:

Летние масла

Эта группа моторных масел должна эксплуатироваться только при положительных температурах окружающей среды. Запуск двигателя при отрицательных температурах будет затруднен, или совершенно невозможен из-за вязкости загустевшего масла. А если все-таки двигатель запустится, то будет работать в несвойственном для него режиме с повышенным износом и рано или поздно выйдет из строя и потребует ремонт.

Зимние моторные масла

Консистенция этих масел жидкая, что позволяет использовать их при отрицательных температурах, так как масло практически не загустевает на морозе. Но при эксплуатации двигателя в летнюю жару эти масла становятся слишком жидкими и могут привести к поломке ДВС, так как не смогут обеспечить достаточную смазку – на трущихся поверхностях просто не будет образовываться масляная пленка.

Всесезонные

Эти масла наиболее популярны у автолюбителей, так как позволяют эксплуатировать автомобиль и зимой и летом. В зависимости от температуры окружающей среды характеристики всесезонного моторного масла изменяются. Такие универсальные масла весьма удобны. Согласно принятому в России стандарту ГОСТ 17479.1-2015 моторные масла обозначаются шифром, содержащим буквы и цифры.

Буква М обозначает тип расходного материала – моторное масло. Далее располагаются цифры, обозначающие кинематическую вязкость. Затем идет прописная буквы, относящая масло к той или иной категории по признакам эксплуатационных свойств.

Расшифровка классификации SAE

После первой цифры может ставиться буква «з», обозначающая применение в масле специальных присадок, влияющих на вязкость и повышающих этот показатель, «сгущающих» масло.

При низкой температуре зимние масла сохраняют меньшую вязкость, чем летние. Они позволяют легко запускать двигатель и обеспечивать его защиту с первых минут после пуска даже при сильном морозе. Большинство современных масел — всесезонные.

Общепринятая международная система классификации по SAE — Society of Automotive Engineers, или Сообщества автомобильных инженеров. Вот как делят масла по этой классификации:

  1. Летние маркируются просто одним числом после SAE — от SAE 20 до SAE 60.
  2. Зимние маркируются числом с индексом W (winter) — от SAE 0W до SAE 25W.
  3. Всесезонные маркируются двумя числами: одно с индексом W, а другое без него — от SAE 0W-20 до SAE 25W-40.

Чем меньше число с индексом W, тем ниже вязкость масла при низкой температуре. То есть в мороз такое масло меньше загустевает и лучше защищает двигатель при холодном пуске.

Классификация по SAE также задает предельные параметры температуры прокачиваемости для указанных индексов вязкости. Такие значения соответствуют условной температуре проворачиваемости коленчатого вала.

Химическая основа

Все моторные масла можно разделить на три группы, исходя из их химической основы: на минеральные, полусинтетические и синтетические.

Минеральные масла

Этапы производства моторного масла.

В состав минерального моторного масла входят только натуральные нефтепродукты. В процессе производства они подвергаются длительной процедуре очистки. Несмотря на то, что именно с минералки началась история моторных смазок, спрос на них в настоящее время не так велик. Дело в том, что натуральные ингредиенты не имеют повышенной устойчивости к термическим воздействиям и химическим реакциям: жидкость слишком быстро перестает защищать механизмы, утрачивает вязкость и начинает гореть. Срок ее полезного использования не превышает 4-5 тысяч километров пробега, причем в маломощных двигателях. Для современных турбированных систем минералка не может обеспечить эффективной работоспособности. Под действием чрезмерно высоких температур она начнет гореть и образовывать на механизмах большое количество копоти.

Несмотря на массу недостатков, минералка до сих пор находит применение в классических автомобилях, двигатели которых попросту не совместимы с новыми видами смазок.

Полусинтетическое масло

Автомобильное масло, в составе которого имеется минеральная основа и пакет синтетических присадок, относится к разряду полусинтетики. Фактически содержание натуральных нефтепродуктов составляет 70 процентов, искусственных — 30. По этой причине полусинтетика ненамного превосходит минералку по свойствам. Тем не менее она имеет увеличенный межзаменный интервал – до 8 тысяч км пробега, а также более стабильную термоустойчивость.

Ввиду того, что базовое масло дополнено пакетом присадок, полусинтетика способна улучшать функционирование двс. Попадая в двигатель автомобиля, химические элементы начинают борьбу с окислительными реакциями. Это препятствует быстрому износу оборудования. В составе жидкости также имеются и моющие элементы, которые устраняют засорения в каналах системы и восстанавливают циркуляцию масла под капотом.

Спрос на полусинтетическое масло для авто стабилен, ввиду широкой области их применения. Смазка может заливаться в легковые, грузовые машины, коммерческую технику, внедорожники и микроавтобусы.

Синтетическое масло

Сравнение синтетики и минералки.

Активное развитие нефтеперерабатывающей промышленности в середине XX века позволило открыть новый способ получения смазочных материалов – органический синтез. Этим способом можно получать самые разнообразные соединения и придавать синтетике неповторимые свойства. Все масла, полученные благодаря синтезу, обладают повышенной работоспособностью. Они не теряют своих свойств при экстремальных температурах, сохраняют стабильную вязкость при климатических колебаниях, эффективно защищают механизмы от перегревов.

Синтетическое моторное масло, дополненное моющими присадками, обладает превосходными очищающими свойствами. Оно борется с многолетними отложениями, вымывает нагар и копоть, устраняет металлическую стружку из каналов системы. Такие возможности смазки позволяют ей постоянно «омолаживать» даже самый мощный движок и повышать его ресурс.

Моющие возможности совместимы только с относительно современными автомобилями. Для старых двс агрессивное очищение может губительно отразиться на состоянии деталей. Если нагар и копоть образовали многолетний дополнительный слой и уже подточили детали под эти размеры, то устранение вредных отложений может стать причиной нарушения работоспособности машины. Во-первых, очищенные механизмы образуют расширенные зазоры, через которые моторное масло будет вытекать. Во-вторых, хлопья отслоенных загрязнений моментально забьют каналы. Таким образом, достоинство синтетики может стать ее недостатком.

Чтобы автомасла приносили пользу и улучшали производительность двигателей, всегда обращайте внимание на требуемую транспортному средству химическую основу.

Присадки как составляющая автомасла

Такие присадочные элементы актуальны в тёплое время года, но всесезонное масло идентично по химическому составу с описанным синтетическим летним маслом. В России предпочитают всесезонное любым другим, так как оно не требует частой замены.

Такое масло имеет множество версий, так как производители ломают голову над непростым вопросом — как добиться сбалансированной вязкости присадок, ведь много тут не означает хорошо, потому что негативно сказывается на энергосбережении топлива.

Отметим также антипенные присадки. Когда коленвальный агрегат перетряхивает смазку в картере, в сочетании с накопившейся грязью, возможно сильное вспенивание. Оно плохо сказывается на функции теплоотвода, снижая способности масел смягчать трение.

Силиконы в антипенных присадках образуют капли, разрушающие пузырьки воздуха, и соответственно, пены. Между тем, количество антипенных присадок не должно превышать допустимых стандартов — тысячных долей процента. Иначе вероятно возникновение абразива в виде оксида кремния.

И самые важные присадки (но не уменьшаем значение других) — модификаторы трения. Те самые, что препятствуют трению трущихся деталей, смазывая поверхности. Наиболее известные присадки — графит и дисульфид молибдена.

Эти полупроводники в научном понимании нерастворимы в масле, а присутствуют в нём в виде микрочастиц в обязательном смешении со стабилизаторами и дисперсантами. Аналогами графита и дисульфида молибдена являются малорастворимые эфиры жирных кислот, которые формируют на трущихся деталях смазочный слой молекул.

Актуальность моторных масел нельзя преувеличить и переоценить

Важно следовать рекомендациям производителей, так как неправильное применение масла способно существенно снизить срок службы двигателя любого качества

Популярные марки и рейтинг производителей моторных масел

Первые пять наиболее популярные в России брендов производителей моторных масел, по отзывам автовладельцев выглядят следующим образом:

  1. Mobil – американский бренд корпорации Exxon с филиалами производства по всему миру, самая узнаваемая торговая марка. Используется ведущими автопроизводителями как для автомобилей массового производства, так и для спортивных машин. Продукция Mobil совместима с большинством сертифицированных моторных масел.
  2. Shell – интернациональная англо-голландская корпорация с мировой репутацией, продукция которой уступает американской Exxon Mobil , разве что, только в цене. В России моторное масло носит марку Shell Helix.
  3. Liqui Moly – бренд немецкой корпорации, постоянно присутствующий в мировых рейтингах топ 3 лучших моторных масел. Популярен, прежде всего, у любителей спортивной техники и владельцев престижных автомобилей.
  4. Castrol – бренд принадлежит концерну British Petrolium. Эти моторные масла очень популярны в России прежде всего по соотношению критериев «цена –качество».
  5. Лукойл – единственный российский бренд, продукция которого сертифицирована по стандартам API. При том, что качество удовлетворяет международным стандартам, масла Лукойл имеют существенные преимущества перед зарубежными аналогами в цене.

Перечисляя популярных в России производителей моторных масел, нельзя не упомянуть ещё о двух брендах: французском Total и южнокорейском ZIC. И если Total уже давно пользуется заслуженным уважением автовладельцев (из недостатков – несколько завышенный расход на угар), то корейский производитель не набрал должной популярности из-за сравнительно недолгого присутствия на российском рынке.

За рубежом водители также отдают предпочтение известным производителям и в первой тройке лучших брендов неизменно фигурируют Mobil, Shell и Castrol. При этом в США такие бренды, как Rotella и Pennzoil, связанные с Shell выступают как самостоятельные марки. Ещё два бренда постоянно входят в число ведущих западных производителей моторных масел: старейший в мире Valvoline и относительно молодой (основан в 1986 году) американский Royal Purple.

Отзывы автолюбителей о моторных маслах носят всё же качественный характер. Гораздо более объективную информацию дают испытания масел как на стендах в лабораторных условиях (сравнительные стендовые испытания), так и в реальных условиях (эксплуатационные испытания).

Наиболее авторитетное российское массовое автомобильное издание – журнал «За рулём» периодически заказывает такие испытания в профильных организациях или проводит их самостоятельно и практически ежегодно публикует результаты. Из последних исследований издания – эксплуатационные испытания одного из самых «ходовых» классов синтетического масла 5W40 восьми известных брендов. Основными параметрами, за которыми следили в ходе испытаний, были:

  • изменение вязкости выше допустимых классом масла пределов;
  • ухудшение моющих свойств и сопротивляемости образованию кислот;
  • живучесть до состояния расслоения (выпадение присадок вследствие уменьшения в масле активных компонентов).

Сюрпризов испытания не преподнесли: гранды производителей моторных масел Mobil, Shell и Castrol подтвердили свою репутацию. А вот корейский ZIC по многим параметрам даже опередил мировых лидеров, что позволяет рекомендовать его продукцию к использованию.

Лечебное льняное масло

Если говорить о полезности растительных масел, то именно льняное масло будет лидером в этом категории. С ходу можно сказать, что стоит оно недешево и в кулинарии для жарки не применяется.

В масле из семян льна содержится огромное количество витамина F (даже в рыбьем жире в два раза меньше). Вдобавок продукт включает в себя и другие полезные элементы.

Далее логично рассмотреть, чем полезно льняное масло:

  • снижает уровень холестерина;
  • помогает предотвратить различные заболевания, включая раковые;
  • положительно влияет на работу сердца;
  • стимулирует мозговую деятельность;
  • способствует укреплению иммунитета;
  • льняное масло для волос очень полезно;
  • поддерживает эластичность кожи;
  • ускоряет заживление ран;
  • обладает бактерицидными свойствами.

Как применять льняное масло

Льняное масло применяется во многих рецептах народной медицины. С его помощью лечат язвы желудка, астму, большинство сердечных заболеваний, запоры, изжогу и другие недуги кишечника.

Кстати, рекомендуют поскольку оно не только сжигает жиры, но и очищает печень. В день следует пить до двух столовых ложек продукта или добавлять его в холодные блюда.

Меры предосторожности и противопоказания

Масло из семян льна нужно держать в темном месте, подальше от высоких температур и плотно закрывать, поскольку при контакте с кислородом оно быстро испаряется. Рекомендуют его держать в холодильнике.

При употреблении масла в салатах и других блюдах их следует есть как можно быстрее, а не хранить более суток. Дело в том, что это масло быстро окисляется.

К противопоказаниям можно отнести личную непереносимость продукта и его передозировку. Беременным рекомендуется принимать льняное масло только после консультаций с врачом (масло может стимулировать перистальтику кишечника и стать причиной выкидыша).

Еще масло из семян льна противопоказано людям с камнями в почках или печени, так как может вызвать их колики.

Какие бывают моторные масла для автомобилей и их назначение

Согласно химическому составу, материалы для смазки рабочих узлов транспорта делятся на четыре основных вида:

  • минеральные смазки — получаются из продуктов нефти;
  • органические — имеют растительное или животное происхождение;
  • полусинтетические — смесь натуральных и химических веществ;
  • синтетические смазочные жидкости — получаются путем синтеза нефтепродуктов.

Минеральные жидкости производятся из мазута. Отличаются выгодным соотношением стоимости и качества. По способу изготовления делятся на дистиллированные и остаточные. Первые значительно лучше вторых по температурным характеристикам и термической стабильности, но обладают худшими смазочными свойствами. Минеральные используются благодаря смешиванию дистиллированных и остаточных жидкостей согласно определенным пропорциям.

Органические материалы обладают отличными качественными характеристиками и являются экологически безопасными. Их недостаток — работа в узком диапазоне температурных режимов, что делает продукты, изготовленные из органики, малопригодными для использования при высоких и низких температурах. Кроме того, органические смазки дорогостоящие, поэтому редко используются в чистом виде.

Полусинтетические смазочные жидкости состоят из 50-70% минеральных и 30-50% синтетических веществ. Такие пропорции смешивания обеспечивают хорошие эксплуатационные качества смазки и небольшую стоимость.

Синтетические субстанции получают с помощью химической переработки нефтепродуктов или природного газа. Результат этого процесса — синтез смазочных жидкостей, отвечающих техническим требованиям:

  • небольшое пенообразование;
  • повышенный индекс вязкости;
  • низкий уровень летучести.

Стоимость синтетических материалов значительно выше минеральных. Этот недостаток нивелируется устойчивым функционированием механизмов авто в широком диапазоне температур, легким пуском силового агрегата и небольшими потерями мощности в результате трения узлов двигателя.

Виды масла по типу двигателя

Вторая классификация моторных масел подразумевает их разделения по типу двигателя, в котором масло может быть использовано:

  • Для бензиновых двигателей.
  • Дизельных ДВС.
  • Турбированных двигателей.

Американский институт нефти «API» разработал следующую маркировку, по которой индекс может быть двухбуквенным или дробным четырехбуквенным.

Первая буква указывает тип двигателя:

  • Для дизельного двигателя на этикетке должен быть указан индекс «API» в виде буквы С и F,
  • Для бензинового двигателя – S.

Вторая буква либо буква с цифрой указывает на уровень характеристик масла: чем она «дальше» по алфавиту, тем выше класс продукта.

Двойной индекс, например API SM/CF, говорит о том, что масло может использоваться как в бензиновых, так и в дизельных двигателях.

Актуальная категория для современных автомобилей с бензиновыми двигателями — API SP, представленная в мае 2020 года. Масла этого класса:

  • защищают двигатель от от преждевременного неконтролируемого воспламенения топливовоздушной смеси — Low Speed Pre Ignition, или LSPI,
  • снижают износ и растяжение цепей газораспределительного механизма,
  • обеспечивают защиту от образования высокотемпературных отложений на разных деталях двигателей, включая поршни и внутренние поверхности турбокомпрессора.

Масла категории SP полностью заменяют продукты предыдущих категорий SN, SM, SL и SJ.

Категории для дизельных двигателей не обновляли с 2017 года: производители планируют отказаться от дизелей и открыто пишут об этом. Актуальная категория API CK-4 подразумевает масла, которые соответствуют всем строгим требованиям дизельных моторов, что выпускают с 2017 года.

У них есть системы снижения токсичности выхлопных газов с использованием впрыска полимочевины, продвинутые катализаторы, сажевые фильтры и фильтры твердых частиц.

Современные масла меньше склонны к окислению, защищают катализатор от «отравления» каталитическими газами, а сажевый фильтр — от закупоривания. Они снижают износ двигателя и образование отложений на поршнях, а также дольше сохраняют свои низкотемпературные и высокотемпературные свойства и противостоят повышению вязкости в связи с образованием нагара. Звучит как реклама, но это действительно работает.

Масла класса CK-4 превосходят по эксплуатационным свойствам и полностью заменяют масла предыдущих категорий CJ-4, CI-4 с CI-4 PLUS, CI-4 и CH-4.

Современные масла категорий SP и CK-4 рассчитаны на увеличенные интервалы замены при использовании в рассчитанных на это современных двигателях. Но есть нюанс: применение таких масел, особенно в сочетании с более редкой заменой, требует использования только высококачественного топлива с пониженным содержанием серы.

Одна заправка некачественным бензином или дизтопливом способна напрочь «убить» современное масло, лишив его защитных свойств.

Особенности использования масел в бане

Используются для улучшения дыхания, профилактики заболеваний дыхательных путей. Наиболее популярно эвкалиптовое, еловое, кедровое масло. Их добавляют в ковш с водой, составом поливают каменку или смачивают веники.

Массаж

Правильно сделанный массаж сам по себе обладает целебными свойствами, а с использованием эфирных масел имеет просто потрясающий эффект. Масло для массажа выбирают исходя от желаемого результата;

  • чтобы снять суставные боли рекомендуют аромат мускатного ореха;
  • чтобы расщепить жировые ткани – цитрусовые;
  • для разогрева и улучшения кровообращения хорошо подойдет гвоздика;
  • лифтинговый эффект достигается с помощью масла розы или жасмина;
  • базой чаще всего служат масла для тела или лица.

Ингаляции

Ингаляции с добавлением эфирных масел – отличный способ избавиться от простуды, гриппа, бронхита. Часто используют для чистки лица, укрепления иммунитета и просто для профилактики.

Людям с серьезными заболеваниями дыхательных путей делать ингаляции нужно только с разрешения лечащего врача.

Ингаляции бывают холодными и горячими. Если процедуры проводятся регулярно лучше приобрести специальный ингалятор.

При холодных ингаляциях необходимо нанести несколько капель эфирного средства на салфетку, платок или кусочек ткани. Вдыхать запах 5–10 минут.

Горячие ингаляции проходят над кастрюлей с горячей водой. В воду добавляется несколько капель ароматного масла, при нагревании в воздух выделяются полезные пары. При вдыхании составов очищаются дыхательные пути, укрепляется иммунитет, происходит чистка кожи.

Компрессы

Компрессы используются при суставных, мышечных болях, а также болях в спине. Масло для компресса выбирается, исходя от желаемого результата. Это может быть снятие воспаление, обезболивание или снятие спазма.

Компрессы, как и ингаляции, бывают двух видов – холодные и горячие. Холодные используют при ушибах, растяжениях, опухолях. А согревающими компрессами рекомендуют снимать воспаления, лечить хронические заболевания, такие как ревматизм, радикулит, остеохондроз.

Классификация

  1. Все масло для двигателя выделяется в три основных группы по основе:
    • синтетическое. Такое масло для двигателя на банке (коробке) обозначается надписью «Fully Synthetic». Основу составляют химические вещества, синтезирующиеся посредством химических процессов. Хорошо сочетается с различными присадками, улучшающими состав продукта. Обладает свойствами защиты/ очищения ДВС. Синтетическое масло для двигателя не густеет при низких температурных режимах (в пределах указанных). Сохраняет рабочие свойства даже при воздействии высоких температур;
    • полусинтетическое («Semi-Synthetic»). Некий компромисс между «минералкой» и синтетикой. Однако основа – минеральная, с большим количеством присадок. Такой состав имеет сходства с синтетическим, отсюда – похожие эксплуатационные показатели при более низкой цене;
    • минеральное («Mineral»). Минеральная основа – это продукт, получающийся в процессе перегонки нефти. Технические и эксплуатационные характеристики уступают синтетике. Работа при высоких температурах неустойчивая в связи с наличием в своем составе природных компонентов. При отрицательной температуре густеет. Взаимодействует с воздухом в ходе химических реакций, из-за чего на двигателе образуются шлаки при вскипании;
  2. Моторное масло делится и классифицируется по типам силовых агрегатов:
    • бензиновые моторы;
    • дизельные;
    • турбированные.
  3. Вязкостно-температурное свойство;
  4. Цена.